Инициатор законопроекта депутат Михаил Гергенов, словно предчувствуя заговор, заявил:
— Доказывать, что ежемесячная надбавка к пенсии в сумме до 275 тысяч при средней по Бурятии пенсии в 8-12 тысяч рублей — это несправедливо, я не стану. И так ясно! Но если комиссия не будет эффективно работать, я поставлю вопрос о создании другой…
Как в воду глядел. Первые же выступления членов рабочей группы дали понять, что Михаил Гергенов — в меньшинстве. А идеи его — крамольные.
— У нас много других возможностей сэкономить, — хорошо поставленным прокурорским голосом рассуждал экс-спикер парламента Матвей Гершевич, «заработавший» себе доплату к пенсии в 141 тысячу рублей ежемесячно. — Есть мнение обратиться с предложением к главе Бурятии о сокращении зарплаты госслужащих еще на 10 процентов…
— Вы опоздали, — парировал депутат Сергей Бужинаев, один из немногих парламентариев, кто в будущем рассчитывает только на себя. — Мы уже выступили с инициативой урезать зарплату госслужащих на 25 процентов!
Госслужащие молчали.
— Это неуважение к людям, — вступился за vip-пенсионеров Сергей Дроздов, бывший главный врач госпиталя для ветеранов, а ныне заместитель председателя комитета Народного Хурала по бюджету. — Я уже пенсионер, моя пенсия после 25 лет врачебного стажа 8 тысяч 800 рублей. Но мы все равно не должны решать текущие проблемы за счет стариков, которые строили Бурятию, а должны работать над доходной базой, — добавил депутат, забыв при этом упомянуть, что как зампред комитета НХ РБ он автоматически становится обладателем доплаты в размере 98 тысяч рублей ежемесячно. Коллегам-врачам и не снилось!
Немного порассуждав по поводу «калитки», которую «не следует закрывать до конца» — вдруг жизнь наладится, — Сергей Дроздов еще раз трагичным голосом озвучил размер своей государственной пенсии, будто пробуя ее на вкус и давая попробовать на вкус другим (8 тысяч 800 рублей!), поднялся и, сославшись на срочные дела, покинул зал заседания.
— А давайте сократим Народный Хурал до 26 человек, как это мы предлагали раньше, — вдруг оживился бывший партийный функционер Андрей Цымбалюк, в разное время занимавший высокие должности в партийных, муниципальных и государственных органах власти, а потому «заработавший» доплату около 88 тысяч рублей. — Или давайте сократим помощников депутатов. Раньше без них обходились! Или, — фонтанировал он, — введем первыми в России прогрессивную шкалу налогообложения (чтобы бизнесмены платили больше) — давайте? Вы думаете, что в случае отмены надбавок «наши» пенсионеры смирятся? Я лично инициирую исковые заявления в суд, но не на государство, а на виновников (все посмотрели на Михаила Гергенова), и пусть они компенсируют из «своих».
Когда дело касается личного интереса, еще не то взбредет в голову, но посыл ясен: отстаньте от наших доплат, займитесь лучше доходной базой, а если с доходами никак не получается, то сокращением расходов.
— Зачем отбирать у стариков? Давайте лучше выйдем с инициативой добавить всем остальным пенсионерам, — включил «дурачка» Александр Попов, бывший ректор сельхозакадемии, а сейчас председатель аграрного комитета НХ РБ с пенсионом около 111 тысяч рублей ежемесячно.
— А где возьмем-то? — прозвучало из зала.
Глава социального комитета Александр Стопичев, сам того не ведая, открыл страшную тайну:
— Люди шли во власть, зная о социальных гарантиях, а мы сегодня их хотим отменить. Это нарушит стабильность…
— Я думал, люди идут во власть, чтобы развивать экономику, а, оказывается, за доплатой… — отреагировал Сергей Бужинаев. — У бывшего директора фабрики «Амта» Сергея Пронина пенсия 20 тысяч, он всю жизнь отдал своему предприятию, которое работало на доходы бюджета… Чтобы потом отдать их какому-нибудь чиновнику? Так, что ли?
— Госслужащие имеют массу ограничений, не участвовали в приватизации, работали без выходных, не имели других источников дохода, — перечислял Андрей Цымбалюк, зажимая пальцы в кулак.
— Так ведь и доярки тоже — без выходных и проходных… — возразили ему. — Чем они хуже?
Остроты моменту добавил депутат Бато Семенов — бывший зампред Народного Хурала, сообщивший между делом, что по причине нехватки средств готовится секвестрование (обрезание. — Авт.) бюджета на 2 миллиарда 108 миллионов рублей…
— Расходы бюджета растут, — поддержал тему депутат Аркадий Цыбиков. — «Вертолеты России» собираются приватизировать, что станет с Улан-Удэнским авиазаводом юридически — при нашем-то беззубом правительстве? Уйдет последний крупный налогоплательщик, и все! Так мы, возможно, скоро будем всей Бурятией только на эти доплаты работать.
Сделав паузу, Цыбиков сменил тему, сообщив, что к нему, как к депутату Хурала, обратилась спортивная общественность с просьбой включить в списки vip-пенсионеров помимо госслужащих и партноменклатуры… чемпионов России, мира и Олимпийских игр, многие из которых, по его словам, влачат на пенсии жалкое существование. Что скажете? Зал не отреагировал, и, пропустив «чемпионов» мимо ушей, продолжил генерировать рецепты экономии и роста:
— Назрел кризис в самой экономике, — констатировала депутат Екатерина Цыренова. — Нам нужна новая модель развития. Нужно возвращаться к формату коллективных хозяйств (колхозам. — Авт.), где бы каждый работник был собственником. А то создали олигархический капитализм, и сидим, думаем об экономике в условиях отсутствия самой экономики. Может, есть смысл создать при главе Бурятии специальный комитет…
Договорить Екатерине Цыреновой о том, чем будет заниматься «специальный комитет», не дали. Прервал ход ее рассуждений экс-депутат Анатолий Коренев (из числа нынешних vip-пенсионеров), счастливый обладатель доплаты к пенсии в 98 тысяч рублей. Коренев озвучил мысль, которую не решались озвучить другие:
— На этих пенсионерах просто кто-то хочет заработать себе политические баллы! — сказал он.
Тут, конечно, все вновь посмотрели на автора законопроекта Михаила Гергенова. Инициатор большого переполоха в маленькой (около 1 тысячи человек), но дружной компании высокопоставленных пенсионеров, на содержание которой бюджет Бурятии ежегодно тратит четверть миллиарда рублей, обреченно слушал бывших и нынешних vip-персон, требовавших отозвать законопроект. Vip-персоны вели себя так, будто у них отбирают все до копейки — разве что с кулаками не бросались. Некто на галерке, проникший в зал без регистрации, вообще не стал церемониться, сразу перейдя на личности:
— А кто такой этот Михаил Гергенов? — вопрошал анонимный vip-пенсионер. — О нем разное мнение есть, о нем разное люди говорят…
И пошло-поехало! Присутствующие опустили глаза, то ли от стыда, то ли в предвкушении победы в сражении за привилегии. Реакция Михаила Гергенова была предсказуемой. Он резко встал и вышел из кабинета, громко хлопнув дверью…
Совещание продолжилось. И хотя внятного решения принято не было, присутствующие сошлись на том, на чем и хотели сойтись — перенести рассмотрение законопроекта о сокращении доплат к пенсиям с апрельской сессии на июньскую. К тому времени, пояснили они, Государственная Дума, может быть, примет закон, унифицирующий размеры и условия социальных выплат для высокопоставленных чиновников и депутатов. Но те себя вряд ли обидят.