По данным источников «МК», на минувшей неделе следствие навестило минсельхозпрод Бурятии. Органы, в частности, интересует соответствие объемов бюджетных дотаций, ежегодно получаемых племзаводом «Боргойский» из федеральной казны на покрытие убытков, реальному положению дел в хозяйстве.
Учредители полагают, что за время, прошедшее после скоропостижной смерти бывшего директора завода Петра Зайцева в феврале 2013 года, в «Боргойском» в несколько раз сократилось поголовье племенного скота. Однако уровень дотаций при этом остается прежним — либо из-за отсутствия должного контроля со стороны министерства сельского хозяйства и продовольствия Бурятии за эффективным и целевым использованием федеральных средств, либо по причине злоупотребления служебным положением (коррупции), за что, в частности, и погорел предшественник Дабы Чирипова — бывший министр сельского хозяйства Бурятии Александр Манзанов.
Результаты проверки пока неизвестны.
То взлет, то посадка
Вторым рождением основанного в 1927 году совхоза «Боргойский» в Джидинском районе Бурятии после упадка, постигшего хозяйство в перестроечное время, принято считать 2005 год. Тогда на обломках бывшего совхоза было создано общество ООО «Племенной завод «Боргойский». Каждый из 16 учредителей внес в уставный капитал свой вклад в виде личного скота. Одна корова оценивалась в сумму 4,95 процента «акций». Возглавить предприятие отцы-основатели доверили Петру Зайцеву, также имевшему долю в возрожденном хозяйстве.
Начав с малого, «Боргойский» быстро вырос в гиганта с развитой инфраструктурой и замкнутым производственным циклом — от разведения племенных овец с 20-тысячным поголовьем и КРС мясной казахской белоголовой породы до зерноводства и растениеводства.
Предприятие обзавелось огромным хозяйством, плоды которого (сыры, колбасы, хлеб, изделия из овчины, молочная продукция и, конечно же, мясо КРС и знаменитой боргойской баранины) поставлялись по всей республике. Хозяйство одним из первых в Бурятии получило лицензию на разведение племенного скота, заработав право на федеральную дотацию. Как писала пресса, «во многом благодаря энергичности Петра Зайцева возродилась слава знаменитой Боргойской долины, откуда баранину поставляли на царский стол».
После смерти Петра Зайцева племенной завод стал угасать, а хозяйством заинтересовались правоохранительные органы. По неподтвержденным данным, овечье стадо сократилось до трех тысяч голов, племенной крупный рогатый скот — до двухсот буренок. При этом уровень федеральных дотаций, как заверяют учредители, остался неизменным — до сотни миллионов рублей в год, получаемых «по явно завышенным заявкам».
Подделанные подписи
Новым гендиректором — бывшим главным зоотехником Игорем Лобазеровым, племзавод «Боргойский» обзавелся с большим опозданием — летом 2013 года, спустя четыре месяца после смерти Петра Зайцева. Чем вызвана затянувшаяся пауза — общей растерянностью от утраты или частью некоего плана по «оптимизации», сказать сложно. Во всяком случае, именно тогда с составом учредителей и начали происходить странные вещи.
Девять из шестнадцати отцов-основателей были выведены из общества якобы решением общего собрания на основании личных заявлений, в результате чего доля оставшихся в капитале предприятия резко возросла. При этом, как выяснилось, заявления о выходе из ООО «Племзавод «Боргойский» «написали» даже умершие учредители.
Прошло много времени, прежде чем люди в судебном порядке сумели восстановить свои права, а почерковедческая экспертиза, назначенная арбитражным судом Бурятии, установить факт подделки подписей. В феврале 2016 года материалы экспертиз по обращению налоговой инспекции были направлены в следственный комитет РФ по РБ для принятия правового решения.
Но это только цветочки.
Фиктивные долги?
Не менее странные манипуляции проводились новым менеджментом племзавода «Боргойский» с его имуществом и финансами. В частности, как указано в заявлении в правоохранительные органы, руководство «Боргойского» за незначительное время перечислило на счета двух иркутских фирм с признаками однодневок — «Техносервис» и «Воссибпромторг» — более 20 миллионов рублей, представленных как задолженность племзавода по неким договорам поставки 2012-2013 годов. При внимательном изу-чении документов можно понять, что одна из фирм («Техносервис») никак не могла в указанный период времени вести с «Боргойским» какой-либо бизнес, поскольку в 2012-2013 годах фирмы еще не существовало — она появилась на свет лишь в сентябре 2014 года.
Что касается «Воссибпромторга», которому племзавод «Боргойский» якобы задолжал 10 миллионов рублей, то единственным ее учредителем является иркутянин Юрий Меленцов. Он же — соучредитель ООО «Боргойское», созданного в ноябре 2013 года. Любопытно, что среди прочих участников этой аффилированной с племзаводом фирмы есть и гендиректор Игорь Лобазеров, что наводит на определенные подозрения. Проще говоря — одна компания, одни и те же люди, общие интересы.
Важная деталь: племзавод «Боргойский» погасил задолженность в 20 миллионов рублей «Воссибпромторгу» и «Техносервису» именно в те сроки, когда минсельхозпрод Бурятии перечислил заводу очередной транш федеральных субсидий в размере 38 миллионов рублей.
При этом у предприятия уже копились долги перед банками, а также по заработной плате и коммунальным услугам…
Следствие покажет…
Установить, за что именно племенное хозяйство задолжало иркутским фирмам, задолжало ли вообще, а, главное, из каких средств были погашены эти «долги» — задача следствия, которому предстоит либо подтвердить, либо опровергнуть подозрение в неэффективном и нецелевом использовании федеральных дотаций. И понять, какую роль в этом сыграло министерство сельского хозяйства.
Заметим, что истории этой — не один месяц. Выведенные из состава племзавода учредители сначала обратились в правоохранительные органы Джидинского района. Но там заморачиваться на экспертизе с выемками документов в госорганах и проверках фактов не стали. Поэтому доказательную базу людям пришлось собирать самостоятельно — по крупицам, которые и привели следствие в кабинеты министерства сельского хозяйства и продовольствия Бурятии.
Редакция будет следить за развитием событий.