В ожидании инвестиций

Депутаты Народного Хурала обсудили проблемы развития государственно-частного партнерства в республике

О государственно-частном партнерстве за все эти годы было сказано немало. В любой стране государство стремится вовлечь в исконно государственную сферу частный капитал так, чтобы, с одной стороны, освободить бюджет от расходов, одновременно повысив эффективность управления, а с другой — дать бизнесу возможность развиваться, проявить себя и принести пользу людям.

Депутаты Народного Хурала обсудили проблемы развития государственно-частного партнерства в республике

Хотя республиканский закон «О государственно-частном партнерстве» был принят в Бурятии еще в 2012 году, что такое государственно-частное партнерство, как оно должно выглядеть в реальности, каким целям и задачам должно следовать, каждый до сего дня трактовал по-своему.

За четыре года действия республиканского закона «О государственно-частном партнерстве в Республике Бурятия» правительство Бурятии так и не заключило ни одного соглашения о государственно-частном партнерстве, в котором публичным партнером выступает Республика Бурятия в лице правительства Республики Бурятия. На прошлой неделе в Народном Хурале под эгидой фракции «единороссов» на эту тему состоялся «круглый стол» с приглашением самого широкого числа участников. Депутаты, представители республиканского правительства и органов местного самоуправления попытались обсудить самые очевидные проблемы государственно-частного партнерства в Бурятии.

Итог работы — 39 проектов муниципально-частного партнерства

Открыл «круглый стол» зампредседателя Народного Хурала Республики Бурятия, руководитель фракции «Единая Россия» в Народном Хурале Владимир Павлов, напомнив присутствующим, что институт государственно-частного партнерства в стране находится в стадии становления. Первые разговоры о государственно-частном партнерстве в Бурятии возникли еще задолго до того, как в 2011 году начала формироваться нормативная база для нового дела. Стратегические ориентиры развития государственно-частного партнерства были заложены в среднесрочной и долгосрочной программах социально-экономического развития Бурятии на 2011-2015 годы и на период до 2020 года. Уже в августе 2011 года правительством Бурятии была утверждена концепция развития государственно-частного партнерства на 2011-2015 годы, а в феврале 2012 года принят закон «О государственно-частном партнерстве в Республике Бурятия». Закон закрепил основные понятия, цели и принципы государственно-частного партнерства, формы реализации проектов, объемы соглашений, порядок участия муниципальных образований в проектах государственно-частного партнерства и даже гарантии прав частных партнеров.

Согласно этому закону, решение о проведении конкурса на право заключения соглашения государственно-частного партнерства с участием республики должно принять правительство Республики Бурятия. После того как решение будет принято, от имени республики правительство заключает с инвестором соглашение о государственно-частном партнерстве. Соглашение проговаривает и пропорции финансовых обязательств, взятых на себя каждой стороной, и меру ответственности за полученный результат.

Готовясь к таким соглашениям, в 2012 году правительством Бурятии было подписано соглашение о взаимодействии и сотрудничестве с некоммерческим партнерством «Центр развития государственно-частного партнерства», находящимся в Москве. Как свидетельствуют отчеты, при поддержке данного центра в Улан-Удэ ежегодно проводятся образовательные семинары и прочие мероприятия. Как пояснили выступающие, определенных успехов удалось достичь в муниципальных образованиях Бурятии, где на сегодня реализуются 39 проектов муниципально-частного партнерства в сфере ЖКХ, туризма, культуры, образования, развития застроенных территорий. 20 проектов из 39 реализуются в рамках заключенных концессионных соглашений, а вот государственно-частному партнерству в Бурятии, да и не только в Бурятии, повезло меньше. Большинство проектов в регионах, называющиеся государственно-частным партнерством или муниципально-частным партнерством, на самом деле реализуются в рамках концессионных соглашений на основе соответствующего федерального закона. Поэтому, как точно заметили участники «круглого стола», нельзя сказать, что в сфере государственно-частного партнерства в Бурятии ничего не делается, но вместе с тем конкретные результаты работы закона «О государственно-частном партнерстве», к сожалению, сегодня отсутствуют.

Новый закон — новые планы

— 1 января 2016 года в стране вступил в силу федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации», — пояснил председатель комитета по экономической политике, использованию природных ресурсов и охране окружающей среды Народного Хурала Анатолий Кушнарев. — В связи с этим тогда же минэкономразвития Российской Федерации в отношении субъектов были приняты рекомендации по приведению нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствие с принятым федеральным законом.

Одно из таких рекомендаций гласит, что если в каком-либо субъекте закон о государственно-частном партнерстве принят, но по нему не реализовано ни одного проекта, то с учетом того, что указанный федеральный закон является законом прямого действия и детально регламентирует весь жизненный цикл проектов государственно-частного партнерства, муниципально-частного партнерства, аналогичный местный закон представляется избыточным и его следует отменить. Поскольку на сегодняшний день наблюдается практика в сторону отмены региональных законов о государственно-частном партнерстве, мы также, согласовав данную позицию с профильным министерством экономики Бурятии, предложили признать республиканский закон утратившим силу.

Тем не менее вся нормативная база для работы федерального закона в республике на сегодня имеется. В условиях падения темпов экономического роста в стране, жесткого дефицита бюджетных средств, острой необходимости выявления новых точек роста развитие государственно-частного партнерства стало наиболее актуальной задачей. Участники «круглого стола» отметили, что наряду с реализацией капиталоемких инфраструктурных проектов в республике особую значимость будет иметь привлечение частных инвестиций в относительно небольшие по стоимости проекты, имеющие важное социально-экономическое значение. Речь идет о проектах в сельском хозяйстве, транспортной инфраструктуре, социальной сфере, а если смотреть шире — в повышении качества и доступности государственных услуг.

Учитывая особую актуальность вопроса, на сегодняшний день правительству республики в лице профильного министерства экономики следует уделять особое внимание проблемам развития государственно- частного партнерства в Республике Бурятия. Сегодня ведется активная работа над формированием республиканских документов стратегического планирования и, в частности, над проектом стратегии социально-экономического развития республики на период до 2030 года. Надеемся, что в данном документе эти вопросы найдут должное отражение в качестве одного из важнейших приоритетов долгосрочного развития Бурятии.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №15 от 7 апреля 2016

Заголовок в газете: В ожидании инвестиций

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру