Полковник в отставке Герман Языков – о бывших фронтовиках

Воспоминания о товарищах по службе

За долгие годы службы в органах внутренних дел мне пришлось работать с разными людьми. Особо выделяю из них бывших фронтовиков, участников Великой Отечественной войны. Все они честно и добросовестно выполняли служебный долг.

Воспоминания о товарищах по службе

На любого из них всегда можно было положиться, любому довериться.

Истоки такого поведения понятны. Люди, прошедшие дорогами войны, хорошо понимали, что в суровых фронтовых условиях без взаимной поддержки и опоры на своих товарищей не выжить. Иначе — смерть.

Герман Языков.

Вспоминаю своих товарищей по службе, многие из которых уже покинули этот мир, и хочу поделиться своими воспоминаниями с другими.

Война для Ивана Лебедева началась  в 2 часа ночи

Великая Отечественная война, как известно из истории, началась в четыре часа утра 22 июня 1941 года. Была в прошлые годы широко известна незамысловатая песенка, начинавшаяся со слов:

«Двадцать второго июня ровно в четыре часа

Киев бомбили, нам объявили, что началась война…».

Однажды Иван Васильевич Лебедев, работавший заместителем начальника уголовного розыска МВД Бурятии, как-то сказал:

— Для меня война началась не в четыре часа утра, а в два часа ночи…

Иван Лебедев был призван в Красную Армию в 1938 году. Служил матросом на черноморском пограничном судне «Командор». 22 июня 1941 года нес вахтенную службу. Вскоре после полуночи матрос услышал гул множества летящих со стороны границы самолетов. Гул приближался, о чем было зафиксировано в вахтенном журнале. Указано время — около двух часов ночи.

На судне сыграли боевую тревогу. В небе в сторону Севастополя, оглашая воздух ревом моторов, двигалась армада, насчитывавшая не менее сотни немецких бомбардировщиков.

Несколько из них, отделившись от группы, сбросили на судно бомбы. С этих бомб и отражения налета началась для молодого матроса война. Потом были долгие и кровопролитные бои при обороне Севастополя, затем Новороссийска, потопление немецкой подводной лодки вблизи Сухуми, за что Иван Васильевич получил свой первый орден Красной Звезды. Войну Лебедев закончил командиром батареи береговой обороны Тихоокеанского флота. С 1946 года Иван Васильевич служил в органах внутренних дел Бурятии, был начальником Заиграевского, Кабанского, Джидинского районных отделов внутренних дел, ушел на пенсию в 1972 году.

Тысячу дней на передовой Доржи Зубаева

В МВД Бурятии издавна существовала традиция регулярных встреч ветеранов с действующими сотрудниками. Традиция зародилась в шестидесятых годах и активно поддерживалась руководством до тех пор, пока не началась чехарда с назначением и сменой здесь министров. Но наш разговор накануне светлого Дня Победы не об этом. Вспоминаю одну из традиционных встреч. Борис Антонович Дараган, бывший в ту пору председателем совета ветеранов МВД, пригласил как-то на встречу пенсионера Доржи Дылыковича Зубаева, скромно трудившегося в финансовом отделе на должности инспектора по пенсионному делопроизводству. Тот пришел, как говорится, при всем параде. Главное, что поразило присутствующих — количество боевых наград на груди ветерана. Три ордена Красной Звезды, два ордена Отечественной войны, медали «За отвагу», две «За боевые заслуги», «За освобождение Праги», «За взятие Берлина»… Перечисление всех наград заняло бы много места… Скажу лишь, что сейчас все эти награды, как и другие фронтовые реликвии ветерана, хранятся в Национальном музее Бурятии.

А потом к залу обратился министр Николай Васильевич Бутуханов. Он никогда не упускал возможности непосредственно пообщаться с сотрудниками

Сам Николай Васильевич был участником Великой Отечественной войны, о нем рассказ ниже. Он спросил:

— Знаете, сколько дней длилась Отечественная война?

И сам же ответил:

— Тысяча четыреста восемнадцать дней. Так вот, этот человек, — он указал на Зубаева, — почти тысячу дней провел на передовой, в окопах, будучи политруком роты, комсоргом батальона. Это для таких как он, окопных политруков, существовал, прежде всего, приказ, который они выполняли, не прячась за спины других: «Коммунисты — вперед!..». А то, что он не всю войну провел на передовой, так в этом виноваты ранения, полученные в боях. Лежал в госпиталях.

Потом Зубаев рассказывал о войне, о своих товарищах, многие из которых сложили головы на полях сражений. При освобождении небольшого городка Мерефа под Харьковом в боях у развалин какого-то завода погибли почти все солдаты его роты. Сам Зубаев был награжден орденом Красной Звезды и получил тогда серьезное ранение.

Почему я запомнил эту Мерефу?.. Пока Доржи Дылыкович рассказывал о боях за небольшой городок, я обратил внимание на то, как волнуется Дараган. Он пытался вскочить, махал руками, а на лице была написана такая радость, словно наградили орденом Красной Звезды не Зубаева, а самого Бориса. Все оказалось очень просто. Дараган родился и жил в этом городе. Когда происходили бои за освобождение города, ему было пять лет, и он был очевидцем этих событий. Так, спустя почти сорок лет, они оба как бы вновь узнали друг друга.

Позднее Дараган рассказывал, что написал на родину своим близким о рассказе Зубаева, те отыскали место захоронения солдат, возложили венок и помянули их добрым словом.

Легендарный снайпер Арсений Етобаев

Легендарный снайпер Арсений Етобаев. Фото: ipolk.t30p.ru

За годы службы мне не раз приходилось бывать в служебной командировке в Хоринском районе. Познакомился там с капитаном милиции Арсением Михайловичем Етобаевым, участковым уполномоченным районного центра, хотя знал его, как говорится, понаслышке гораздо раньше. Мой друг Анатолий Субботин, известный журналист, написал о нем книжку «Наказ маршала», вышедшую в начале шестидесятых годов.

Етобаев был удивительно скромным человеком. Больше помалкивал и начинал говорить только тогда, когда к нему обращались. Вскоре Арсений Михайлович вышел на пенсию и уехал из Бурятии на родину жены в Тульскую область.

Однажды увидел я в музее почтовую открытку с портретом Етобаева на лицевой стороне и надписью: «Лейтенант А.М.Етобаев. Знатный снайпер, систематически занимается подготовкой снайперов, сам уничтожил 148 гитлеровцев». Открытка была изготовлена в 1943 году.

Здесь же в музее на стенде содержалось краткое описание жизни и подвигов А.М. Етобаева. За время войны Арсений Михайлович уничтожил 356 гитлеровцев. На его счету также два сбитых из снайперской винтовки немецких самолета. 14 июня 1943 года А.М. Етобаев прицельным огнем сбил «Хейнкель», а еще через четыре дня уничтожил вражеский бомбардировщик «Юнкерс-88».

Подвиги знатного снайпера отмечены орденами Ленина, Красной Звезды, двумя орденами Отечественной войны и многочисленными медалями. Он был известным на войне человеком. По распоряжению Ворошилова была открыта даже школа снайперов, которую поручили возглавить Арсению Михайловичу, а сам снайпер получил в подарок от маршала именную винтовку с новейшим оптическим прицелом.

24 июня 1945 года в Москве на Красной площади состоялся знаменитый Парад Победы. Арсений Михайлович Етобаев был приглашен на эти торжества и находился на трибуне для почетных гостей рядом с покорителем Северного полюса Иваном Папаниным и генеральным авиаконструктором Яковлевым.

Почему он не был удостоен высшего воинского звания Героя Советского Союза, остается только гадать. В прошлые годы руководство республики неоднократно направляло материалы в Москву, чтобы устранить эту несправедливость, но голос не был услышан. С распадом Советского Союза ушло в прошлое и само это звание.

В 2014 году к 70-летию Победы в издательстве «Республиканская типография» вышла в свет книга Станислава Тулугоева «Осинский снайпер», где с большой теплотой рассказано об Арсении Михайловиче Етобаеве. В музеях Бурятии, на его родине, в Усть-Ордынском округе, и в Ленинградской области, где он воевал в составе Волховского фронта, его жизни и подвигам посвящены специальные экспозиции. Сейчас в МВД Бурятии по инициативе ветеранов ежегодно проводятся стрелковые соревнования на приз общества «Динамо», посвященные Арсению Михайловичу Етобаеву.

Победы Николая Норбоева

Николай Норбоев. Фото: 03.mvd.ru

Прошло почти тридцать лет с тех пор, как ветеран МВД полковник милиции Николай (Найду) Норбоевич Норбоев ушел на заслуженный отдых. А в МВД, особенно для старшего поколения, он до сих пор является непререкаемым авторитетом. Ему сегодня 93. В 1942 году, когда он учился в железнодорожном техникуме, его призвали в Красную Армию. Николаю исполнилось тогда 19. Зачислили в 48-ю отдельную бригаду. Отправили под Ржев, где сохранялась очень напряженная обстановка.

Как вспоминает ветеран, когда взяли Ржев, практически от города ничего не осталось. Только трубы печные и возле полуразрушенной церкви сотни березовых крестов на могилах немецких солдат. А затем брали Вязьму…

— Мне повезло, я не был даже ранен, но многие мои земляки погибли — Костя Федотов с ПВЗ, Дружинин из Кабанска, еще один парень бурят… Он говорил: у меня бурхан есть, меня не убьют. Но его все равно убило, бурхан не помог. Потом встали в оборону, а в июле 1943 года вновь пошли в наступление. 23 сентября освободили Смоленск. Там немцы оставили для обороны власовцев. Смоленск у них был провозглашен столицей Русской освободительной армии (РОА). Они, зная, что их за предательство в любом случае ждет смерть, воевали до последнего. Наших солдат тут много погибло. Затем воевали под Оршей. Это был сильно укрепленный железнодорожный узел, обнесенный четырьмя рядами траншей и тремя рядами противотанковых рвов. Наша дивизия смогла захватить только три ряда траншей и один ров, после чего полегла почти в полном составе. Оставшихся в живых вывели в тыл для переформирования, а меня с несколькими сослуживцами отправили на учебу в Ленинградское пехотное училище. Там и встретил День Победы.

Старший патруля Николай Бутуханов

Николай Бутуханов. Фото: 03.mvd.ru

За год до 70-летия Победы свои 90 лет отметил Николай Васильевич Бутуханов, генерал-майор милиции, бывший министр внутренних дел Бурятии. Думаю, особо представлять его читателям не нужно. Он известный в республике государственный, политический и общественный деятель. И биография его хорошо известна. Хочу рассказать о некоторых событиях, с ним связанных, поскольку общаюсь с ним на протяжении многих десятилетий.

Перед новым 1970 годом по МВД разнесся слух — на смену Даши Доржиевичу Эрдыниеву, так много сделавшему в МВД для развития социальной сферы, приходит новый министр — Николай Васильевич Бутуханов.

Мы проработали вместе с ним больше пятнадцати лет. Прежде всего, он взялся за укрепление кадров. Некоторый парадокс состоял в том, что он, не зная специфики работы МВД, взялся за выдвижение на руководящие должности практиков, сотрудников, способных личным примером показать подчиненным, как нужно раскрывать преступления, как обеспечить охрану правопорядка. Результаты не замедлили сказаться. При нем значительно повысились оперативные показатели.

На протяжении нескольких лет в республике раскрывались все совершенные убийства. Возникшие было сомнения в достоверности этих показателей были развеяны в ходе работы ряда комиссий. Генеральная прокуратура СССР пришла к выводу, что положительный опыт работы в Бурятии заслуживает самого широкого распространения и выпустила обзор. По линии борьбы с экономическими преступлениями служба БХСС республики заняла восьмое место в стране из ста восьмидесяти шести регионов.

За высокий уровень руководства Николаю Васильевичу Бутуханову первому из министров внутренних дел республики было присвоено генеральское звание. При этом хочу сказать, что уровень руководства прежних министров был не ниже. Просто должность министра не предусматривала генеральского звания. Сейчас, кстати сказать, наступила пора полной девальвации званий. Генералами становятся руководители, только-только назначенные на соответствующую должность и ничем себя еще не проявившие, а полковниками… Когда-то штатное расписание предусматривало в МВД Бурятии всего лишь двенадцать полковничьих должностей. Нынче, мне кажется, полковников здесь больше, чем лейтенантов.

Однажды Николай Васильевич показал мне один любопытный документ. Я переписал его и привожу дословно: «Справка. Настоящим удостоверяю, что старший патруля комендатуры сержант Бутуханов Н.В. имеет право проверять документы у всех граждан и военных лиц. Действительно до 24.00 часов 13 мая 1945 года. Военный комендант города Штутгарта (подпись). 9 мая 1945 года (печать)».

По большому счету этот документ является ярким свидетельством Великой Победы, переменившей судьбы миллионов людей.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №19 от 4 мая 2016

Заголовок в газете: Воспоминания о товарищах по службе

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру