И оставила спорную территорию под рекреационную зону, то есть в культурных целях. Постановление об этом администрация города опубликовала в середине апреля, превратив тем самым жизнь полсотни семей в мучительное ожидание финала, часто неизбежного для самовольщиков. Хотя какие они самовольщики!
Жилые деревянные дома, теснящиеся между так называемым «Экогородом» и ТЦ «СМИТ», стали появляться здесь, когда в помине не было ни тех, кто осваивает сейчас лучшие куски городской недвижимости, ни законов, устанавливающих признаки самовольных строений, ни тем более генерального плана городского округа, принятого в 2008 году, когда над семьями старых домов и нависла неотвратимость безысходного статуса «самовольщик».
Дома возводились на этом клочке земли начиная с 50-х годов прошлого столетия, а строителями и владельцами их зачастую становились люди, рожденные еще раньше — в 80-90 годах XIX века. Люди оставляли потомство, передавая дома в наследство своим детям, так сменилось шесть поколений, считавших эти жилища чем-то вроде «родовых гнезд» — в лучшем смысле этого слова. На седьмом поколении люди, пришедшие в Улан-Удэ к власти, решили изменить облик территории и ее назначение — с зоны застройки индивидуальными домами (какой она фактически всегда и была) на рекреационную.
Особняком стоят несколько двухэтажных бараков и двухквартирных домов, куда вселялся рабочий люд по ордерам, выдаваемым сотрудникам тогдашних предприятий. Жилье это оформлено в их законную собственность, признанную легитимной. И ныне проживающие здесь граждане чувствуют себя гораздо увереннее. Если дело дойдет до сноса отживших свой век «деревяшек», владельцы их смогут постоять за себя и выручить за старые стены приличные деньги, на которые можно купить жилье в черте Улан-Удэ.
Но для 50 семей, живущих в индивидуальных (частных) домах, ситуация может сложиться совершенно иначе по уже известному алгоритму: суды, судебные приставы, бульдозеры… Или, в лучшем случае, с выделением мест для индивидуального строительства где-нибудь на выселках. Например, в районе Вахмистрово, или еще дальше.
С того дня, как постановление и.о. главы администрации Олега Екимовского увидело свет, для них начался обратный отсчет.
«Окультуривание», впрочем, уже наступает — со стороны ТЦ «СМИТ». Но как-то странно! Было снесено несколько частных домов, подступавших к торговому центру, а на образовавшемся пустыре началось строительство то ли киосков, то ли павильонов из дерева, постепенно одеваемых в металлосайдинг. Местные жители рассказывают, что здесь строится нечто вроде мини-рынка, и что якобы хозяином стройки является депутат Улан-Удэнского горсовета, владелец группы торговой сети «СМИТ» Геннадий Доржиев.
Но, позвольте, при чем здесь торговые павильоны и рекреационная зона? Любовь Красикова, член инициативной группы, жительница одного из злополучных домов, попавших под статус «самоволок», рассказывает «МК», что, оказывается, этот кусок земли обозначен в генеральном плане как «общеделовая зона», допускающая возведение торговых объектов. В какой именно момент эта зона стала таковой — была определена изначально или в угоду интересов частного бизнеса, сказать сложно. Но тенденция настораживает.
— Здесь постоянно появляются какие-то люди, производят какие-то замеры, дошли слухи о том, что на нашем месте собираются строить большой жилой комплекс либо многоквартирный дом, — жалуется Любовь Олеговна. — Это не может не беспокоить. Мы с ужасом ждем, что с нами будет завтра.
Рецепт успокоить общественное мнение есть. По словам Любови Олеговны, самым разумным и цивилизованным шагом было бы узаконение их «самоволок» в виде исключения, коль скоро проживающие в них семьи (около 250 человек) оказались без вины виноватые. И выкупить их по рыночной стоимости, чтобы денег хватило на покупку жилья в черте Улан-Удэ. Пойдут ли на такой шаг местные власти, вечно жалующиеся на дефицит бюджетных средств или местный бизнес, сбегающий даже от налогов, — вопрос большой.
Но этот вопрос люди все-таки должны будут поставить, потому как дом — это последнее, что еще делает человека счастливым.
— Мы готовы ко всему, мы объединены, мы сплочены и поэтому в любой момент готовы на проведение акции протеста. Кто кроме нас защитит наши интересы? — говорят люди.
Павел Зильберман, бывший главный архитектор Улан-Удэ:
— Генеральный план — не догма, в него можно и нужно вносить изменения, но не для того, чтобы узаконить самовольные строения, портящие облик нашего города.
Вячеслав Наговицын, глава Бурятии:
— Еще до вас разрешили строиться, теперь вам — расхлебывать… Власть с народом не должна воевать. Если раньше власть позволила такую вольность: разрешила людям строить, то наша с вами задача — либо легализовать, а если не можем, то остается выкупать, другого выхода нет.