В Тарбагатайском районе организация по отлову животных «загребала» домашних собак вместе с бездомными

Бурятские фронтовики спешат на помощь

Жительница села Нижний Саянтуй Юлия Боргоякова обратилась за помощью к бурятским «фронтовикам». Девушка поведала о том, что собаколовы поймали ее домашнего питомца. А куда дели, толком объяснить не смогли.

Бурятские фронтовики спешат на помощь
Хозяйка убитого пса и гендиректор организации по отлову собак.

Корреспондент «МК» совместно с «фронтовиками» выяснял судьбу животного, а заодно узнал о странных методах борьбы с бродячими животными в Тарбагатайском районе Бурятии.

Без вести пропавший

— Вечером 26 апреля я вернулась с работы, — вспоминает Юлия Боргоякова. — Пришел сосед и рассказал, что днем сотрудники «ЦАСС» (подрядная организация по отлову собак — по неподтвержденным данным, преемница скандально известного ООО «Перспектива Авто». — Авт.) отлавливали бродячих животных. Мой щенок по кличке Белка был не на привязи, и играл возле дома. В это время бригада «ЦАСС» проезжала мимо и выстрелила в него дротиками с «обездвиживателем». Испугавшись, Белка залез во двор через щель под забором. Однако ловцы зашли и забрали его.

Сын соседа, 13-летний подросток, видел происходящее и сказал работникам организации, что у собаки есть хозяева. Но когда те в грубой форме объяснили пацану, что «это их работа», открыл ворота. Подросток спросил, «почему пес не дышит», собаколовы ответили, что «он просто спит».

— Я позвонила и.о. директора «ЦАСС» Зорикто Бубееву, чтобы узнать, где могу забрать свою собаку. В ответ мне заявили, что я должна оплатить штраф — 1200 рублей. На следующий день снова разговаривала с ним и поняла, что никакого питомника у этой организации нет, да и моего Белки в живых, видимо, тоже... Неслучайно же Бубеев предложил мне взять «другую собаку».

Юлия связалась с генеральным директором «ЦАСС» Владимиром Галсановым. Но вновь услышала про какой-то штраф и еще раз подумала, что приюта, скорее всего, не существует, а ее песик мертв: «Я хотела приехать туда и посмотреть, возможно, щенок жив. Но так и не выяснила адрес. Якобы он расположен в Иволгинском районе, но неизвестно, где именно. Поскольку организация по отлову безнадзорных животных должна содержать их от 3 до 10 дней, просила решить проблему мирным путем. Съездила в Улан-Удэ, где эта фирма зарегистрирована, но увидела лишь закрытые двери».

Коса на камень

Юлия Боргоякова не стала платить штраф, рассудив, что если уж администрация Тарбагатайского района нанимала «отдел подочистки», то располагала и средствами для финансирования его деятельности. К тому же сотрудники «ЦАСС» не содержали ее собаку ни дня, а, вероятно, убили сразу при обездвиживании. Боргоякова уже подала иск в районный суд на пресловутую контору, ведь претензии к собаколовам у нее действительно есть.

— Белка был маленьким щенком — и по росту (примерно 50 сантиметров), и по возрасту (около 10 месяцев), а еще ласковым. Соседские дети играли с ним. Мы растили его, сделали все прививки. Конечно, я совершила огромную ошибку, когда не привязала собаку. Понимаю, что уже не верну Белку, но хочу, чтобы такие организации, как «ЦАСС», не могли больше оказывать подобные услуги и убивать животных. Пункт передержки все равно должен быть!

Однако ООО «ЦАСС» изложило иную версию этой истории.

Щенок Белка.
Белка.

— Мы производили отлов ближе к лесу, буквально в 100 метрах от поселка, — рассказывает и.о. директора Зорикто Бубеев. — У той собаки не было ошейника. Выстрелили препаратом «Дитилин» из воздушного ружья. Она побежала в первый попавшийся двор, а мы отправились следом. Из соседнего дома вышел парень лет 18. Попросили: «Помогите достать животное. Сами не можем сделать этого, поскольку проникнем на частную территорию». Юноша сказал, что «не может вынести пса, он слишком большой. Зайдите и сами вытащите», что мои коллеги и сделали. Я пояснил молодому человеку, что собака не мертвая, а усыпленная и придет в себя максимум через четыре часа, и затем предоставил ему информацию об организации и контакты работников. А вскоре позвонила та девушка, но так и не объяснила, почему пес был не на привязи.

Штатный ветеринар провел клиническое обследование, установил, что Белка «проявляет агрессию», и усыпил его (хотя даже агрессивное животное должно содержаться три дня и возвращаться владельцу по первому требованию). Руководство организации потребовало с Юлии Боргояковой штраф в сумме 1200 рублей, объяснив, за что именно. Если хозяин находится, он оплачивает либо проведенные работы, либо административный штраф за нарушение правил при содержании питомца. По ходу беседы у нас возникли и другие вопросы. Например, как обездвиженный Белка пробежал целую стометровку до ближайшего дома? Действительно ли он выжил после выстрела «Дитилином»? Ведь этот препарат сразу парализует мышцы, и животное гибнет от удушья за 20-60 минут. Впрочем, к концу встречи появился и ответ — серые (если не черные) схемы в деятельности конторы по «подочистке».

План превыше всего!

В конце 2015 года заместитель начальника управления ветеринарии Тарбагатайского района Петр Евдокимов подписал с главой Тарбагатайского района Виктором Максимовым соглашение о предоставлении муниципальному образованию субвенции в 255 тыс. рублей для отлова в течение 2016 года 145 безнадзорных животных, их клинического обследования, содержания, медикаментозной эвтаназии, утилизации и лабораторных исследований.

В свою очередь, муниципальное образование заключило с ООО «ЦАСС» контракт на 75 тысяч рублей на один месяц (с 1 по 30 апреля) для поимки 60 особей, их осмотра, кормления, проживания, усыпления и захоронения. Три с лишним недели эта организация не делала решительно ничего и за два дня выполнила всю работу ударными темпами. В течение дня, 26 апреля, отловила 30 собак в СП «Саянтуйское», и столько же в СП «Тарбагатайское» — 29 апреля. Не исключено, что для выполнения плана контора прихватила вместе с бездомными и домашнюю собаку.

— Если контракт заканчивался 30 числа, а собаки должны содержаться до 10 дней, как вы уложились в сроки? — недоумевала активист БРО ОНФ и сопредседатель РОО «Зоозащитники Бурятии» Наталья Филиппова.

— Данная услуга уже не входит туда, — парировал Зорикто Бубеев.

Таинственный приют

Не мудрствуя лукаво, руководство фирмы разделило сумму договора на количество четвероногих, в результате чего и определилась сумма затрат по 1250 рублей на одного четвероногого. При этом не потребовав отчета о расходах на взятие проб, кормление, размещение животных на передержку и т.д., заказчик (муниципалитет), судя по всему, не очень-то интересовался и дальнейшей судьбой бродячих собак. Лишь порадовался, что «ЦАСС» уложился в сроки. «А больше нам и не надо ничего», — подтвердил подозрения заместитель главы Тарбагатайского района Алексей Елизов.

Оставшихся 85 собак контора намерена выловить в октябре.

— Откуда у нас берутся бродячие собаки — это вопрос к жителям ДНТ и СНТ, — говорит глава сельского поселения «Саянтуйское» Светлана Шабаршова. — Летом жители берут животных, а осенью бросают. Те уходят на полигон и нападают на людей. За пару недель до отлова собаки искусали ребенка, который ехал на велосипеде. Он спасся только потому, что забрался на двухметровый забор.

— А Юлия Боргоякова не имеет регистрации здесь и работает неизвестно где, — вставил Елизов. — Вы бы с этим лучше разобрались!

Напоследок мы посмотрели удостоверения собаколовов и собирались взглянуть на их транспорт, и узнали, что машина не обладает никакими опознавательными знаками и имеет только одну клетку, куда влезает около 15 животных. Зато приют якобы располагает 24 вольерами. Правда, нам так и не удалось найти этот таинственный приют — собеседники почему-то упорно отказывались назвать его адрес. Может, и в самом деле пункта передержки не существует, а судьба собак решается прямо на месте?

Впрочем, уполномоченным органам предстоит выяснить и эти, и другие моменты — ведь «фронтовики» не намерены сдавать свои позиции.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №21 от 18 мая 2016

Заголовок в газете: Под замес

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру