Почему отчет главы Бурятии за прошедшую пятилетку перенесен на осеннюю сессию Народного Хурала

Программа СЭР Бурятии на 2011-2015 годы: хроника пикирующего региона

По информации источника в Народном Хурале, отчет главы Бурятии о выполнении программы социально-экономического развития РБ на 2011-2015 годы, первоначально запланированный на летнюю сессию, переносится на сентябрь. С чем это связано?

Программа СЭР Бурятии на 2011-2015 годы: хроника пикирующего региона

«МК» обратился к главному научному сотруднику отдела региональных экономических исследований БНЦ СО РАН Зорикто Дондокову с просьбой дать экспертную оценку результатов реализации программы СЭР.

— Сессии бывают разные. Например, студенты сдают экзамены два раза в год: зимой и летом. Сессии Народного Хурала РБ проводятся чаще. На них депутаты не сдают, а принимают «экзамены», в т.ч. у членов правительства.

Каждый год в конце июня на пленарном заседании республиканского парламента правительство отчитывается в выполнении «Программы социально-экономического развития РБ» за прошедший календарный год. Глава Бурятии выступает перед депутатами с докладом о полученных результатах. Затем отвечает на вопросы членов парламента — по сути, сдает экзамен. В этом нет ничего особенного. Такая практика принята во всем мире: исполнительная власть отчитывается перед законодательной.

При положительной оценке Народный Хурал принимает закон об утверждении отчета за очередной год. За 4 прошедших года сбоев не было. В этом году отчет главы Бурятии Вячеслава Наговицына перенесен на осень. Спрашивается: почему? Что произошло? По всей видимости, причина кроется в том, что срок действия программы СЭР истек. Главе республики предстоит отчитаться в целом за 5 лет ее реализации. А желания или возможности сдать «экзамен» на летней сессии Народного Хурала у него по какой-то причине не оказалось. Попробуем разобраться в этом.

Зорикто Дондоков.

Отчет о реализации программы за 2011-2015 годы представляет собой увесистый текст объемом 278 страниц. В нем отражены результаты развития Бурятии по всем отраслям экономики и социальной сферы, которые оцениваются по определенным показателям — индикаторам.

В течение четырех лет программа 9 раз редактировалась, в т.ч. 4 раза в 2015 году. Содержание и суть программы при этом значительно изменились. Выявлено расхождение перечня таблиц и индикаторов. Из первоначальной редакции программы СЭР, принятой 14 марта 2011 года, исчезли две таблицы: «Основные индикаторы муниципальных образований» (69 показателей) и «Параметры формирования бюджета развития Республики Бурятия на среднесрочный период» (7 показателей). Выявлено отсутствие 42 показателей из первоначальной программы. В целом из 240 индикаторов в отчете о реализации программы отсутствуют данные по 118 показателям! Вполне резонным является вопрос: корректно ли в отсутствии половины индикаторов проводить оценку реализации программы социально-экономического развития региона?

Сравнительный анализ первоначальной программы и отчета о ее реализации выявил значительное расхождение между значениями оставшихся 122 индикаторов. Неоднократно, как правило, в сторону облегчения выполнения производилась корректировка значений основных макроэкономических индикаторов. Так, в первоначальной программе объем валового регионального продукта (основного макроэкономического показателя) в 2015 году был запланирован в размере 227,7 млрд рублей. Однако законом Республики Бурятия от 5 мая 2015 года значение этого индикатора было снижено до 193,3 млрд рублей! Аналогичные действия были сделаны с несколькими десятками других индикаторов. А при таком подходе не может быть сомнений в выполнении всех индикаторов. Это как в прыжках в высоту — при значительном снижении планки даже слабый спортсмен может ее перепрыгнуть.

В программе практически все индикаторы в отраслях экономики указаны в денежной форме. В условиях высокой инфляции это позволило достичь запланированных значений по большинству показателей.

Вместе с тем многие важнейшие индикаторы остались невыполненными. Так, объем валового регионального продукта в 2015 году составил 199,4 млрд руб. (87,5% от запланированного значения). Валовая продукция сельского хозяйства составила 89% от первоначально заданного значения индикатора, а объем инвестиций в основной капитал — 77,2%.

Еще хуже ситуация по производству пищевых продуктов — 74,6%, что наглядно характеризует кризисное состояние этой отрасли экономики Бурятии. Наиболее сложное положение наблюдается в добыче полезных ископаемых, объем инвестиций в эту отрасль в 2015 году составил лишь 63,2% от первоначально запланированного показателя. В целом невыполненными оказались 19 из оставшихся 122 индикаторов.

Таким образом, из 240 первоначальных индикаторов запланированные значения показателей достигнуты лишь по 103 индикаторам, что составляет 42,9%.

Недостижение запланированных значений макроэкономических индикаторов и показателей по отдельным отраслям экономики и социальной сферы дает основания сделать вывод о том, что «Программа социально-экономического развития Республики Бурятия на 2011-2015 годы» не выполнена.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №24 от 8 июня 2016

Заголовок в газете: Проваленная пятилетка

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру