Основал ее в 1993 году известный в Бурятии журналист Леонид Синегрибов. Будучи ребенком, в период оккупации в сентябре 1943 года он был брошен в концлагерь «Алитус» на берегу Немана. Спасла его литовско-польская семья…
В 2011 году в Москве делегаты V отчетно-выборной конференции общественной организации «Российский союз бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей» избрали редактора «Судьбы» председателем «РСБНУ» — самого массового в стране объединения жертв нацизма, насчитывающего в своих рядах более 150 тысяч человек. За свою гуманитарную миссию Леонид Синегрибов награжден орденом Дружбы.
Понятно, что международный и национальные союзы бывших малолетних узников фашизма стараются сохранить свою газету «Судьба», известную не только в России, но и в странах СНГ и Балтии, в Болгарии и Израиле, а также в Польше, Германии, Австрии и США, не дают ей умереть. Но, несмотря на то, что издание выходит 1 раз в 2 месяца небольшим тиражом, сложности с финансированием были и остаются. Тем более приятным событием для «Судьбы» и ее корреспондентов — граждан независимых государств, образованных на территории бывшего СССР, — стала в 2013 году ее победа в открытом конкурсе международной программы «Место встречи: диалог», финансируемой из средств федерального фонда «EVZ» («Память, ответственность и будущее»).
Фонд был создан в Германии в 2009 году специально для поддержки «белорусских, русских и украинских организаций, деятельность которых направлена на улучшение качества жизни пожилых людей в своих странах», включая граждан, «переживших нацистские преследования». «Судьба» приняла участие в четвертом конкурсе «EVZ» и выиграла грант, предполагающий публикацию материалов в газете узников в течение четырех лет под рубрикой «Место встречи: диалог».
— Первые три года проекта прошли нормально, — рассказывает «МК» Леонид Синегрибов. — Особых требований к изданию не было. Но вот на днях получаю письмо за подписью руководителя программ российского филиала британского благотворительного фонда «Чаритиз Эйд Фаундейшн» — партнера германского федерального фонда в России. В нем сообщается, что накануне в Берлине состоялась встреча руководителей программы «Место встречи: диалог» с председателем правления фонда «Память, ответственность и будущее». И что «фонд высказал озабоченность тематикой материалов, публикуемых в газете «Судьба». При этом особо подчеркнуто, что к материалам, касающимся программы «Место встречи: диалог», претензий не имеется. Беспокойство спонсора связано с нашими редакционными статьями, которые, по словам автора письма, «противоречат гуманитарной миссии фонда». Я не уверен, что в письме точно передана мысль собеседников, совещавшихся в Берлине, но сказано прямо, что в газете «Судьба» «появляются не всегда сдержанные, иногда агрессивные материалы». И меня, как главного редактора независимого издания, руководитель программ российского филиала британского благотворительного фонда «Чаритиз Эйд Фаундейшн» просит, — цитирую: «В период реализации проекта более внимательно проверять материалы на предмет наличия в них националистических высказываний, агрессии и пр.». В противном случае «Судьбе» предложено «завершить проект и отказаться от финансирования фондом «Память, ответственность и будущее». При этом каких-либо доказательств тому, что редакционные статьи, публикуемые в «Судьбе», содержат агрессивные и националистические высказывания, не приводятся. Потому, наверное, что их просто не существует.
Надо сказать, что в последнее время фонд «Память, ответственность и будущее» особое внимание уделяет Украине. В 2015 году фонд предоставил дополнительные средства для поддержки бывших жертв нацизма. Среди прочего на востоке Украины были профинансированы шесть проектов. Реализуются крупные гуманитарные и социальные программы, связанные с молодежью, культурой памяти и диалогом поколений. Об этом и пишет «Судьба» из номера в номер, что находит отклик среди читателей.
— Для меня письмо из «Чаритиз Эйд Фаундейшн» стало как гром среди ясного неба! — продолжает свой комментарий Леонид Синегрибов. — Газета «Судьба» создана и поддерживается гражданами, которые, будучи детьми и подростками, тяжко пострадали от преследований нацистов в годы войны. У нас одна общность, одна скрепа — мы выжили в самой страшной из войн! Освобождение из плена и возвращение на Родину для каждого из нас стало событием, перевернувшим всю нашу жизнь. Ненависть к насилию в нас сильнее любых мотивов, связанных с этническим происхождением, религиозными представлениями, политическими привязанностями и партийными симпатиями. «Судьба» отстаивает интересы сотен тысяч узников фашизма, защищает тех, кто обойден вниманием государства, в какой бы стране это ни происходило — в Белоруссии, странах Балтии, в России. В том числе и в Украине, где наши товарищи по былым несчастьям в годы войны лишены каких-либо льгот, за которые мы вместе с ними боролись. И, конечно же, мы бьем тревогу по поводу того, что фашизм, нацизм, расизм, религиозный экстремизм, прочие человеконенавистнические идеологии вновь возрождаются, что имеет место даже в «цивилизованной» Европе. Неужели в этой обеспокоенности, которую проявляет истинно независимое российское издание, в Германии усмотрели агрессию?
Что ж, отказаться от финансирования германского федерального фонда, видать, придется.