Кто на самом деле является автором «Гостеприимной Бурятии»

«МК» нашел еще одного автора знаменитой скульптуры

Статуя «Гостеприимная Бурятия» прочно заняла не только подобающее ей место у Селенгинского моста, которого гостям, прилетающим в Улан-Удэ, никак не миновать.

«МК» нашел еще одного автора знаменитой скульптуры
Скульптура "Гостеприимная Бурятия" в створе автомобильного мосте через реку Селенга.

Но и в числе признанных символов республики, таких как флаг, герб и гимн. «Гостеприимная Бурятия» — лучшее выражение сути гостеприимности народа Бурятии, какое можно было бы изваять в бронзе.

Скульптура относительно молода — нынешним летом ей исполнилось 15 лет. Дата, однако, осталась незамеченной, что по отношению к скульптуре, в которую сами жители Бурятии вкладывают столько глубокого смысла, невежливо. Как и по отношению к автору скульптуры…

А вот здесь — загадка. Авторство «Гостеприимной Бурятии» (или, как еще ее называют, — «Мать Бурятия») приписывается бурятскому скульптору-монументалисту Александру Миронову. Его имя было на слуху в период мэрства Геннадия Айдаева, сотрудничество которого с Александром Мироновым породило иллюзию о том, что в Улан-Удэ был, есть и будет только один скульптор. И это — Александр Михайлович.

Работы этого мастера можно встретить во всех уголках Улан-Удэ, начиная от памятника Пушкину на улице имени Пушкина, заканчивая изваянием стремительных лошадей по улице Терешковой. Монополию автора на важные городские скульптуры и малые архитектурные формы (многочисленных тигров, ланей, воинов и прочее) прервало восхождение на пост мэра Улан-Удэ Александра Голкова. Полный тезка нового градоначальника ушел в тень, подряды стали получать другие художники.

Если порыться в мировой паутине, вы не найдете там ни одного интервью, очерка, статьи, посвященных Александру Миронову и подготовленных с непосредственным участием Александра Миронова. Или просто — прямой речи скульптора, что при его-то популярности и плодовитости, по меньшей мере, странно.

Эрдэни Цыденов. Фото: orongosc.narod.ru
Александр Миронов. Фото:coyol.ru

За исключением разве что корреспонденции в «МК», в которой Александр Михайлович, выловленный где-то на улице Ленина, посетовал журналисту на тот факт, что мэрия Улан-Удэ в лице Александра Голкова не желает оплачивать работу по производству шести тигров (по миллиону за каждого), заказанных мэрией в лице Геннадия Айдаева еще в 2012 году. Сразу скажем: с Александром Мироновым за тигров так и не рассчитались, суд, в который скульптор обратился с жалобой, встал на сторону мэрии. В 2014 году эпоха Александра Миронова в Улан-Удэ закончилась. Ну или надолго прервалась. Но памятники остались.

Так вот. Ни одна наша попытка взять у Александра Миронова обстоятельное интервью о жизни и творчестве не увенчалась успехом. Эту его особенность — непубличность, закрытость — можно было бы объяснить естественным желанием не бередить чувства скульпторов, которые в «эпоху Айдаева» не были столь востребованы и удачливы в финансовом отношении.

Однако то, что можно было бы списать на природную скромность, совершенно случайно нашло иное объяснение. И оно — шокирует! По версии «МК», у «Гостеприимной Бурятии» есть другой автор. И это — народный художник Бурятской АССР Эрдэни Цыденов, скоропостижно скончавшийся в 1985 году.

Имя Эрдэни Цыденова широкой общественности не известно. Родился он в 1934 году в Оронгое, учился в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени Мухиной, член союза художников СССР, заслуженный деятель искусств Бурятии. В числе его работ в краткой биографической справке, размещенной на сайте soyol.ru, указана некая «Мать Бурятия», датированная 1982 годом. По словам его немногочисленных оставшихся в живых друзей, они лично видели в мастерской художника, располагавшейся тогда в районе ПОШ, эскизы и миниатюру «Матери Бурятии» — точной копии той, что возвышается сейчас над Селенгинским мостом. Подтверждает авторство отца в беседе с корреспондентом «МК» и его дочь.

При этом в биографической справке самого Александра Миронова, размещенной на том же сайте (soyol.ru), среди перечисленных работ «Гостеприимной Бурятии» нет, что опять же странно, поскольку никакая другая скульптура (ни тигры, ни воины) не принесли ее автору столько известности, почитания и благодарности среди земляков, сколько принесла «Мать Бурятия».

Заметим, что Александр Миронов был земляком и учеником Эрдэни Цыденова, работал под его наставничеством, обучаясь азам изобразительного искусства. Именно Эрдэни Цыденов разглядел в молодом человеке талант, и когда пришло время, отправил Александра Миронова в Ленинград, в то же высшее художественно-промышленное училище имени Мухиной, в котором когда-то учился сам. В 1985 году Эрдэни Цыденов скоропостижно скончался — у дверей своей квартиры. Мастерская художника на ПОШ (как и творческое наследие — завершенные и незавершенные работы и эскизы учителя) осталась в распоряжении способного ученика и помощника — Александра Миронова…

Впрочем, сам Александр Миронов публично никогда и не утверждал, что «Гостеприимная Бурятия» — исключительно его детище. За него это всегда делали другие — журналисты, искусствоведы, коллеги, друзья, приписывая ему этот монументальный символ. Но Миронов и не опровергал, привычно избегая общения с журналистами, которые наверняка спросили бы у него о том, как появилась идея создания «Гостеприимной Бурятии», названной с чьей-то «легкой руки» бурятской статуей Свободы, как родились образы «Гэсэра», «Мэргэна»... Что бы он тогда сказал?  

Мало кто знает, что гипсовая скульптура «Мать Бурятия», которую трудно отличить от «Гостеприимной Бурятии», до сих пор хранится в запасниках художественного музея имени Сампилова. Старшее поколение, наверное, помнит ее. Трехметровая женщина в национальной одежде с хадаком на вытянутых руках украшала вход в музей, а однажды ездила в Москву на выставку достижений народного хозяйства Советской Бурятии. В музее «МК» подтвердили, что автором ее является Эрдэни Цыденов, что именно с нее Александр Миронов масштабировал «Гостеприимную Бурятию».

Оригиналу скульптуры в 2017 году исполнится 25 лет. Замечательный повод, чтобы отдать должное творчеству нашего земляка, народная тропа к которому почти заросла бурьяном…

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №36 от 31 августа 2016

Заголовок в газете: Статуя внутренней несвободы

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру