В Бурятии стартует очередной политический сезон

По мнению экспертов, шансы на переизбрание Вячеслава Наговицына главой Бурятии на третий срок в 2017 году не так высоки, как кажется

Полномочия главы Бурятии Вячеслава Наговицына заканчиваются в середине мая 2017 года, если исходить из даты утверждения его кандидатуры народным Хуралом 12 мая 2012 года на очередной (второй по счету) срок.

По мнению экспертов, шансы на переизбрание Вячеслава Наговицына главой Бурятии на третий срок в 2017 году не так высоки, как кажется
Вячеслав Наговицын.

В этот день республиканский парламент подавляющим большинством голосов (54 — «за», 3 — «против») наделил Вячеслава Наговицына полномочиями главы региона по представлению тогдашнего президента России Дмитрия Медведева. В качестве альтернативы ему были выдвинуты также Петр Носков (руководитель администрации главы) и генеральный директор строительной компании «Икат плюс» Бато Очиров.

Превратности судьбы

Карьера исключительно декоративного кандидата Петра Носкова с тех пор ничуть не изменилась — он по-прежнему руководит администрацией Наговицына и недавно был удостоен грамоты Кремля. А вот компания Бато Очирова «Икат плюс» обанкротилась, у самого экс-кандидата в главы возникли проблемы с законом из-за невыплаты заработной платы коллективу предприятия. Последнее детище строителя — долгострой с неясной перспективой и датой открытия ТЦ «Форум» на улице Ленина — являет собой пример превратности судьбы.

Не исключено, что карьера некогда успешного предпринимателя не задалась именно потому, что когда-то (пусть даже чисто теоретически) чуть было не подсидел Вячеслава Наговицына. Возможно, мы когда-нибудь узнаем, почему не задалась карьера у Михаила Слипенчука. Если, как утверждает сам олигарх, «оффшоры» здесь ни при чем, значит ли это, что всему виной разлад в отношениях между ним и Наговицыным, например, из-за притязаний Михаила Слипенчука на пост главы региона? Вполне уважительная причина, чтобы лишить вероятного конкурента такой эффективной опоры, как партия власти.

Пустая скамейка

Несмотря на то, что с момента последнего назначения в России изменилось законодательство и губернаторов стали избирать прямым всенародным голосованием, Бурятия к первым после долгого перерыва выборам главы оказалась совершенно не готова. Скамейка запасных, как это принято говорить, пуста. По большому счету альтернативы Вячеславу Наговицыну нет, если не считать за таковых Вячеслава Мархаева и Михаила Слипенчука. Но последний отягощен синдромом неудачника после проигрыша ставленнику «Единой России» Алдару Дамдинову. А первый никак не может определиться с ориентацией, находясь одной ногой в Иркутской области, другой — в Бурятии, и совмещая государственную должность сенатора с ментальной функцией лидера коммунистов республики за Байкалом.  

Что касается Вячеслава Наговицына, то если исходить из посыла о вероятной утрате доверия со стороны Кремля за социально-экономические показатели региона, то результаты думской кампании должны будут списать все его прошлые грехи. Так, во всяком случае, считают эксперты, отмечая, что победа Алдара Дамдинова и в целом неплохой результат «Единой России» (43 процента) свидетельствуют о том, что Вячеслав Наговицын «контролирует ситуацию» в регионе.

Поговаривают даже, что им уже дана команда на создание предвыборного штаба. И что штаб этот должен приступить к работе сразу после новогодних праздников. Дело для Вячеслава Наговицына новое, поскольку сам он ни разу и никуда не избирался (только назначался) и плохо представляет, что такое выборная кампания, во что она может ему встать и какие для избрания необходимы ресурсы, включая деньги. В отличие от тех же Мархаева и Слипенчука.

За одного битого двух небитых дают

То, что сегодня называют «ошибками» Слипенчука (поздний старт), в действительности таковыми не являются. Просто так легли карты. Если бы не отлучение от «Единой России», причины которого до сих пор неясны, Михаил Слипенчук даже с тем личным рейтингом, который имел на старте, мог бы «в одни ворота» избраться на второй срок, просто став спонсором думской кампании «Единой России» в Бурятии и ее кандидатом. Деньги привычно решили бы все проблемы. Он, очевидно, и сам рассчитывал на подобный исход, коль скоро последние годы не придавал большого значения собственному пиару в республиканских СМИ.

Как следствие — наспех сколоченная команда политтехнологов и неудачная попытка компенсировать денежной массой то, что обычно нарабатывается годами. Ну или месяцами. По образному выражению эксперта «МК», со стороны кампания Михаила Слипенчука походила на попытку прокачать через шприц ведро воды.

Теперь Михаил Слипенчук получил опыт политической борьбы, извлек уроки, а на днях заявил, что остается в республике. Это может означать все, что угодно, в том числе — заявку на участие в выборах главы Бурятии. Почему бы и нет, если за плечами Вячеслава Наговицына уже два полных срока полномочий, есть определенная от него усталость, а положение дел в республике только ухудшается. Сомнению подвергаются и лоббистские возможности главы Бурятии, и его влияние в Кремле. Рядовой, по сути, губернатор, вечно плетущийся в конце рейтингов.

На те же грабли

Да и на результаты думских выборов, как на отпущение грехов, трудно рассчитывать. Если сравнить их с результатами думской кампании 2011 года, мы увидим, что динамика голосования за «Единую Россию» в Бурятии в действительности отрицательная — «минус» 21 очко.

Если в 2011 году республика по количеству голосов, отданных за партию власти, занимала 33 место, то по итогам выборов в Думу в 2016 году опустилась на 54-е. Даже Иркутская область в относительных цифрах по этому показателю прибавила два очка, поднявшись с 70-го на 68-е место, то есть улучшила результат, даром, что во главе региона стоит коммунист. Одним словом, куда ни кинь, всюду клин. И при достойной организации выборной кампании конкурентов исход выборов главы Бурятии в 2017 году вовсе не кажется таким очевидным.

Не случайно поэтому политтехнологи Михаила Слипенчука для понижения рейтинга Алдара Дамдинова связали кандидата партии власти с Вячеславом Наговицыным в растиражированной статье «Дамдинов это Наговицын», опираясь, судя по всему, на некие социологические замеры. И пусть публикация не достигла своей цели сейчас, по мнению большинства экспертов, главная задача конкурентов все же остается прежней — донести до избирателей мысль, что «переизбрание Вячеслава Наговицына на третий срок если что-то и будет гарантировать республике, то это усугубление ее нынешних проблем».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №40 от 28 сентября 2016

Заголовок в газете: Другой альтернативы нет

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру