Бурятский исследователь проследил родословную 605 крестьянских родов

В республике впервые создана электронная информационная база данных «Крестьянство Бурятии»

Состоявшийся на прошлой неделе очередной «Книжный салон» приятно удивил публику, интересующуюся краеведением, историей своего края и своего рода. Среди представленных изданий особый интерес вызвала научная по сути работа Александра Пашинина «Статистические источники по генеалогии крестьянских родов (семей) конца 17-го — начала 20-го века в фондах Государственного архива Республики Бурятия».

В республике впервые создана электронная информационная база данных «Крестьянство Бурятии»
Тарбагатайский район, крест на горе Омулевке.

Достаточно сказать, что этот труд стал первой в Бурятии систематизацией генеалогических архивных материалов, в основу которого вошли свыше 3 тысяч дел из 150 тысяч имеющихся в нашем архиве. Более того, исследователь не просто собрал воедино источники, но и на их базе создал уникальную электронную информационную базу с упоминанием 8,8 тысячи лиц, проживавших в республике 300-200 лет тому назад в основном в нынешних Тарбагатайском и Мухоршибирском районах Бурятии.

База содержит 605 фамилий с их различными вариациями, с указанием их происхождения, принадлежности к сословным, религиозным и прочим признакам. К примеру, встречаются там предки Калашниковых, Чебуниных, Думновых, Болоневых, Бурдуковских и многих других известных в республике фамилий. Одним словом, у краеведов, историков, генеалогов и всех, кто интересуется происхождением своей семьи и рода, появился еще один уникальнейший источник информации. Мы встретились с Александром Пашининым, чтобы из первых уст узнать, как писать родословную, с чего начинать это трудное дело и как во всем этом может пригодиться его исследование.

— Александр Васильевич, четыре года назад также под эгидой Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН вы издали книгу «Родословная», где без прикрас осветили особенности происхождения ряда местных крестьянских семейств, к которым сами имеете непосредственное отношение. Наверняка очень многие хотели бы сделать то же самое, но еще раз повторюсь, дело это весьма непростое. С чего советуете начать?

— Мое базовое образование — историк. Оба моих родителя, светлой памяти которых я посвятил свой труд, тоже окончили тогдашний историко-филологический факультет БГПИ. Идея составить родословную своего семейства, историю своей фамилии родилась давно. Мои корни по материнской линии восходят к Тарбагатайскому и Мухоршибирскому районам. Окончательное решение о составлении родословной нашего большого рода мы приняли лет семь назад. Начали делать первые пробы, сбор и создание общей электронной фотографической базы данных из 10-12 фотоальбомов различных семей. По крупицам собирали и исследовали сведения о родственниках с помощью Государственного архива и Национальной библиотеки Республики Бурятия, прочих архивных хранилищ, порой таких, в которых даже не предполагали что-то найти.

Ко мне часто обращаются с вопросом, с чего начать? Картину, когда в порыве благостного настроения человеку хочется взмахнуть на рубль, а получается на копейку, я наблюдаю в архиве постоянно. Самые частые причины неудач — в элементарной неподготовленности, отсутствии базовых знаний и непонимания самого принципа поиска. Поэтому моя первая методическая рекомендация будет такой — для начала почитать все, что есть на данную тему в библиотеках. Тема — это история своего края, деревни, где родились ваши предки, церкви, которая находилась в данной деревне. В последние годы об этом издано достаточно много литературы. Особо рекомендую посмотреть объемный труд Виктора Филипповича Иванова «Вглубь уходящие корни», который представляет родословную жителей села Хасурта Мухоршибирского района.

— Допустим, что после прочтения всего этого желание заниматься родовыми корнями как минимум не пропало, что делать дальше?

— Недавно ко мне обратились два взрослых отпрыска, захотевшие к юбилею своего отца, носящего весьма известную в республике фамилию, написать родословную их семьи и испытавшие шок оттого, что на самом деле они об этом мало что знают. У большинства в таких случаях возникает непреодолимое желание бежать в архив, тогда как архив должен стать последним шагом в этом деле. Спрашиваю у юношей, у вас есть пожилые родственники в семье, вы с ними разговаривали на эту тему? Нет. Поэтому вторая моя рекомендация будет такой — переговорить со всеми старейшими родственниками, у кого может остаться зерно информации, переданной им более взрослыми предками, старые фотографии. Рекомендую съездить на родовое кладбище в своей деревне, переписать даты жизни прадедушек-прабабушек, которые помогут соотнести по времени какие-то события. И только когда все эти шаги пройдены и у вас накопился материал, понимание, что вы собственно ищете, только тогда можно отправляться в архив.

Попав в архив, самое первое, вы должны определиться — какую церковь необходимо «отработать», а для этого надо знать, в каком селе-деревне-волости эта церковь была. Важно это потому, что церковь в дореволюционные времена, которые всех в основном и интересуют, исполняла обязанности нынешнего загса. Зная все это, вероисповедание ваших предков, мы ищем в архиве так называемые метрические книги, то есть те самые церковные записи о рождении, бракосочетании и смерти всех, кто жил в данной деревне. Начинать естественно надо с ближайшего, с тех самых годов, когда родились ваши прадедушка и прабабушка. Сразу скажу, что метрические книги, являясь на сегодня самым массовым архивным источником для поиска, сохранились далеко не по каждой церкви и даже не по каждому году и не по каждой волости. К сожалению, огромная часть архивных материалов была безвозвратно утрачена в период гражданской войны, первых десятилетий Советской власти. Например, Кяхтинская Воскресенская церковь впервые освящалась в 1727 году, повторно в 1836 году, а книги сохранились с 1822 года. Верхнеудинская Спасская церковь освящалась в 1696 году, восстанавливалась после пожара в 1765 году, а метрические книги уцелели только с 1860 года.

Тем не менее всего, согласно моим исследованиям, на сегодня в Государственном архиве Бурятии по крестьянским, мещанским, посадским, казацким родам сконцентрировано около тысячи метрических книг. Именно они являются наиболее ценным источником для поиска родовых связей, потому что позволяют установить родственные связи по материнской линии. Дело в том, что в них существовала отдельная графа, куда вносились имена крестных ребенка. Поскольку в те времена зачастую крестными становились самые близкие родственники матери и отца (в случае смерти родителей они чаще всего и брали ребенка на воспитание), то по отчествам и фамилиям этих людей возможно установить девичью фамилию матери, имя и фамилию ее отца и других близких родственников по материнской линии. К примеру, при составлении собственной родословной мне приходилось трижды «отрабатывать» одни и те же метрические книги, потому что каждый раз находились все новые и новые родственники.

— Как человек, который сам занимался исследованием своей родословной и столкнулся с тем, что метрические книги по нашей церкви не сохранились, спрошу, а что делать в этом случае?

— На самом деле сохранилось множество других материалов по церковным, административно-полицейским и военно-мобилизационным учетам, в которых также встречается масса сведений на эту тему. Речь идет в первую очередь о ревизских сказках (тогда так называли всероссийскую перепись населения), посемейных и рекрутских списках, исповедных росписях, окладных и подушных книгах и так далее.

— По каким районам республики сохранилось больше всего исторических документов?

— Больше всего в этом плане повезло Тарбагатайскому, Кабанскому, Прибайкальскому районам. По Тарбагатаю, в частности, в 20-х годах благодаря усилиям архивистов и энтузиастов своего дела, а где-то и их личному подвигу все дела на подводах перевезли в Верхнеудинский архив. Совершенно не повезло в этом плане бывшим Бичурскому и Большекуналейскому волостям, потому что в 1921-1922 годах архив там был практически полностью уничтожен. Очень сильно пострадал архив в Кяхте, совсем немного осталось по Джидинскому району. Но могу сказать, что часть материалов, к примеру, по Бичурскому, Кяхтинскому, Джидинскому районам, находится сегодня в Чите, в Государственном архиве Забайкальского края.

Моя работа заключалась в том, чтобы проанализировать и систематизировать сохранившиеся источники на предмет генеалогии, установления родства людей различных национальностей — русских, бурят, украинцев, евреев, эвенков. Кроме всего прочего, созданная в рамках этого исследования электронная база данных позволяет, к примеру, по фамилиям первых жителей Западного Забайкалья предположительно определить основателей некоторых сел. Так, основателем села Бурнашево в Тарбагатайском районе в 1747 году мог быть прихожанин Зосимо-Савватиевской церкви Иван Бурнашев, села Харитоново — в 1693 году селенгинский конный казак Стефан Харитонов. По базе данных, к примеру, можно также проследить, как менялись первоначальные варианты некоторых фамилий — Вилмов в 1744 году к 1811-му превратился в Вилимова, Яманаков в 1750 году — в Еманакова в 1751-м и так далее.     

— Ваша информационная база данных 605 фамилий крестьянских родов заявлена как электронная, а где с ней можно ознакомиться?

— Базу данных планируется разместить в Государственном архиве Республики Бурятия для свободного пользования, в том числе с целью восстановления родословных крестьянских родов (семей) по Западному Забайкалью как по нисходящей, так и по восходящей линиям. Есть возможность составления и реконструкции генеалогических таблиц, росписей, древ, семейных карточек и досье. Планируется, что она будет пополняться за счет дальнейшего накопления в ней архивного материала в результате исследования других источников 18-19 веков.

— Спасибо за интересную информацию!

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №42 от 12 октября 2016

Заголовок в газете: Моя родословная

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру