Рига еще и самая ближайшая к России точка, куда российские буддисты, лишенные по политическим мотивам возможности видеть Далай-ламу на своей земле, как правило, добираются без особых проблем. Среди тех, кто принял участие в очередных учениях духовного лидера буддистов, был Иринчей Матханов. «МК» попросил его поделиться своими впечатлениями.
— Иринчей Эдуардович, вы приехали в Ригу в составе бурятской делегации?
— Я приехал один, приняв решение в последний момент. И в московском аэропорту перед отправлением в Ригу встретил своих земляков, которые тоже летели на встречу с Далай-ламой. В отличие от нас, представители Тувы и Калмыкии были организованы. Калмыки, например, почти все были в национальной одежде, повязаны желтыми платками. Тем не менее, оказавшись вместе, мы вполне смотрелись дружной делегацией, и наша поездка действительно получилась как встреча земляков с Далай-ламой.
— Это уже пятая в Риге встреча Далай-ламы с последователями буддистской религии. Вы во всех принимали участие?
— Нет, я впервые. И поехал, потому что нахожусь в периоде переосмысления жизни. А речи духовного лидера буддистов мира этому как-то способствуют. Я обратил внимание, что Далай-лама не просто пересказывал свои учения аудитории. Он сам желал общаться с разными людьми, поэтому просил задавать ему вопросы. По возможности сложные вопросы. Но были разные — и о том, как он относится к собакам или растениям (тоже живым существам), и чрезмерно глубокие с использованием специфических буддистских терминов, далеко не всем понятных. Я себя не отношу к людям, глубоко знающим буддизм, как и большинство тех, кто приехал в те дни в Ригу. Здесь были делегации из многих стран. Интерес к буддизму в мире достаточно высокий, хотя Далай-лама всегда призывает людей к той вере, которой следовали предки. Человек ведь родился не просто так, а с целями своими, и чтобы укреплять родословную ветвь, нужно верить в того бога, в которого верили отцы и деды из поколения в поколение. К тому же, как говорит Далай-лама, буддизм это не только религия, но и образ мышления…
— На ваш взгляд, учения Далай-ламы – это некие мероприятия, предпринимаемые Учителем исключительно для общения со своими учениками, или это всегда нечто большее, что способно оказать влияние на ситуацию в мире, тем более сейчас, когда, как пишут СМИ, «в воздухе пахнет третьей мировой войной»? И говорил ли Далай-лама о конфликте между Россией и Украиной?
— Ему задавали такой вопрос. На учениях была представительная делегация с Украины, я бы сказал, очень пропитанная идеологией и пропагандой. Это была единственная делегация, которая привезла с собой государственные флаги, украинцы размахивали ими, надевали на плечи, фотографировались с ними. Очень политизированные люди. Отвечая на вопрос о конфликте, Далай-лама сказал, что на эту ситуацию необходимо взглянуть под разными углами, всмотреться в нее. Ведь, по его словам, это две страны, связанные друг с другом экономически. Мир устроен так, что государства и люди зависят друг от друга, а нам нужно думать о взаимной пользе. И привел в пример Пакистан и Индию, долгие годы находящихся в состоянии войны. Если Пакистан пострадает, Индия тоже пострадает, сказал духовный лидер. И если есть разногласия между государствами, народами, то надо подумать о том, как решить проблемы — ради всеобщего блага. В военных конфликтах между тесно связанными обществами нет победителя или пострадавшего — страдают все. Мне понравилось, что он ни на чью сторону не встал, а призвал Россию и Украину искать путь к добрым отношениям. Что касается «третьей мировой войны», то, поверьте, об этом говорят и пишут только у нас. В Европе, например, люди, с которыми я общался, живут своей жизнью и даже не допускают мысль о какой-то военной угрозе. Это мы находимся под воздействием мощной пропаганды, отравляющей наше общее сознание. Поэтому и учения Далай-ламы — это просто учения, не связанные с некой политической ситуацией в мире. К тому же — это в истоках буддизма проповедовать мир. Человек должен жить в согласии, любить ближнего своего, заниматься созидательным трудом и брать на себя ответственность за все, что он делает. И если следовать религии (тем ценностям, которые она отстаивает), то не только находясь в церкви, но и везде — в быту, в семье, на работе — думать и творить категориями нравственности, жить по законам нравственности. Об этом и говорит Далай-лама, обращаясь к аудитории.
— Говоря о нравственности, любви к ближнему своему, дает ли Далай-лама понять, что он все-таки обеспокоен ситуацией, складывающейся в мире между людьми и целыми государствами?
— Возможно, вы правы. В основе буддизма — миролюбие. И если каждый человек будет относиться друг к другу, даже к чужому человеку, с пониманием, добротой, рано или поздно снимется всякое напряжение и между народами. Ведь если бы силой и военными действиями можно было бы решать проблемы, они давно были бы решены…
— Вы лично как-то поменялись после учений Далай-ламы?
— Я больше укрепился в мысли, что человек должен приносить пользу. Реально понимая, что такое политика в Российской Федерации, как и для чего она делается, понимая, что политика бежит впереди экономики, будучи депутатом Госдумы, я не выбрал путь оголтелого борца с коррупцией, а занялся нужной людям работой — здравоохранением. В частности, перспективой развития грамотной системы реабилитации и восточной медицины. В рамках учений проходила встреча Далай-ламы с российской интеллигенцией, я был приглашен на обед с духовным лидером. Он помнит меня, помнит, что мы в начале нынешнего года встречались с ним по вопросам развития в России тибетской медицины. И хотим объединить усилия. Я подтвердил свои намерения и поделился с ним планами о проведении первой в мире конференции по вопросам развития тибетской медицины с тем, чтобы перевести ее в разряд доказательной науки и лечить людей. Этим я занимаюсь многие годы, нашел поддержку среди специалистов, в министерстве здравоохранения России, ученых, тех, кто практикует тибетскую медицину. Получил поддержку и у хамбо-ламы, который готов выступить в роли председателя международной конференции. А теперь получил благословение у Далай-ламы. Когда прилечу домой, приступим к созданию инициативной группы. Результатом конференции должно стать решение о создании научно-исследовательского института, вероятно, с центром в Улан-Удэ. Поэтому я вижу и знаю чем мне заниматься в дальнейшем. Встреча с духовным лидером только укрепила меня в этом решении.
— Борис Гребенщиков спросил у Далай-ламы, что он думает о феномене Итигэлова…
— Да, это так. Вообще у российской интеллигенции отношение к Бурятии как к центру буддизма очень хорошее, поэтому их все интересует. Далай-лама сказал, Итигэлов настолько любил свою землю, что не ушел просто так, но, уйдя духовно, оставил на родине свое тело, феномен которого интерпретируется по-разному. В этой связи интеллигенция всегда стоит перед выбором, если в России плохо: уезжать или не уезжать, покинуть страну или остаться жить с этим режимом. Далай-лама рассказывал, что когда Китай оккупировал Тибет, у многих тоже был выбор: уезжать или остаться и даже погибнуть. Кто-то уезжал, но всегда были патриоты, которые оставались на родной земле, поддерживая тем самым свою культуру, свои традиции и свою историю.
— Спасибо за беседу!