Александр Голков в очередной раз открестился от губернаторских амбиций

Кто понесет ответственность за финансовый кризис столицы Бурятии

На минувшей неделе мэр Улан-Удэ Александр Голков в очередной раз открестился от навязываемых ему губернаторских амбиций. В интервью телекомпании «Тивиком» мэр заявил, что намерен просидеть в кресле столичного градоначальника до истечения срока полномочий, то есть до сентября 2019 года.

Кто понесет ответственность за финансовый кризис столицы Бурятии

Нетрудно предположить, что обещание Александра Голкова не претендовать на кресло главы республики было адресовано Вячеславу Наговицыну в обмен на урегулирование конфликта, разгоревшегося на тревожных новостях о предбанкротном положении Улан-Удэ.

Накануне городские власти заявили, что основная часть долга, приближающаяся сейчас к 2,7 миллиарда рублей (80 процентов к уровню собственных доходов), возникла в результате решений, принятых правительством Бурятии. Из высказываний чиновников администрации следовало, что «правительство неоднократно вынуждало мэрию Улан-Удэ и депутатов горсовета принимать расходные обязательства, не обеспеченные финансированием, что и привело к высокой закредитованности». В свою очередь, глава региона, расценивший высказывание как обвинение в «нарушении федерального законодательства», дал поручение минфину «рассмотреть доказательства, на которых строится это заявление», а выводы опубликовать в СМИ.

Чем бы ни закончилась для сторон эта пикировка, она не изменит очевидного — город и в самом деле движется к коллапсу, выйти из которого Александр Голков самостоятельно уже не в состоянии — нет соответствующих ресурсов. А рычаги воздействия на вышестоящие органы власти по большому счету никогда не работали. Ни в 2013 году, когда городские власти впервые инициировали процесс по пересмотру межбюджетных отношений, но остались не услышанными правительством Бурятии, ни сейчас, когда в городе может быть введено внешнее управление.

По словам и.о. председателя комитета по финансам администрации Улан-Удэ Татьяны Базякиной, городские власти на протяжении двух лет неоднократно обращались в правительство с просьбой о предоставлении бюджетного кредита для замещения коммерческих займов, но «на сегодняшний день положительных результатов нет». Между тем, как утверждает Татьяна Базякина, эта мера «позволила бы значительно сэкономить бюджетные средства по расходам на обслуживание муниципального долга». И вместо 102-103 миллионов рублей на обслуживание коммерческого кредита, ежегодно выплачивать за бюджетный кредит по 1 миллиону рублей. Остается только гадать, почему все это время Вячеслав Наговицын оставался глух к просьбам городской власти.

Нарыв, случившийся в эти дни, лишь доказывает очевидное — будто нарочитое отсутствие взаимодействия между двумя уровнями власти — муниципальной и региональной. Пресловутая вертикаль (в усеченном виде), при которой, по выражению Михаила Жванецкого, «задница высшего начальника лежит на лице подчиненного», дала системный сбой. И привела к непоправимым результатам.

Впрочем, за последние годы Александр Голков не раз открещивался от притязаний на кресло главы Бурятии, и если бы его заявления что-то значили для Вячеслава Наговицына, положение дел с городскими финансами не было бы столь печальным. Означает ли это, что Вячеслав Наговицын не верит ни единому слову всегда излишне самостоятельного Александра Голкова, и столь коварным способом избавлялся от вероятного конкурента, чтоб уж наверняка?..

Если — да, то, судя по всему, избавился, особо не утруждаясь. Мэр, который довел город до ручки — слабый конкурент. У самого же Вячеслава Наговицына еще достаточно рычагов, чтобы выступить в роли этакого спасителя и дать столице то, в чем она нуждается сейчас больше всего — бюджетный кредит в 1 миллиард рублей.

Роль Вячеслава Наговицына в этой истории только внешне выглядит привлекательной, если не понимать, что финансовый кризис в Улан-Удэ возник не вдруг, проблема нарастала постепенно, месяцами и даже годами при молчаливом участии региональной власти. Ведь трудно поверить, что правительство Вячеслава Наговицына не ведало, к чему может привести долг, если его наращивать. В этом смысле лоск спасителя самым естественным образом трансформируется в образ провокатора. И позиции Вячеслава Наговицына в глазах улан-удэнцев окажутся ничем не лучше (если не хуже) позиций Александра Голкова. Ответственность за коллапс придется делить на двоих.

Поскольку словам политиков не стоит доверять слепо, а в этой ситуации Александру Голкову терять уже нечего, мы, возможно, еще станем свидетелями участия мэра Улан-Удэ в праймериз «Единой России» по определению кандидата на должность главы региона. Победителей не судят. Ну а в случае провала Александр Голков вернется в кресло мэра и просидит в нем до сентября 2019 года, как он и обещал.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №46 от 9 ноября 2016

Заголовок в газете: Спасатели и провокаторы

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру