Призыв по контракту: плюсы и минусы службы в армии за жалование

Как корреспонденты «МК» в ряды Вооруженных сил России вливались

Кто был в армии, да и те, кто не был, знают: это — особый мир со своими законами и порядками. Одни идут туда через «не хочу» или вовсе уклоняются, считая, что ничего у Родины не брали, а потому и отдавать не обязаны.

Как корреспонденты «МК» в ряды Вооруженных сил России вливались
Журналисты Бурятии побывали на учебных стрельбах.

Другие, напротив, служат с удовольствием и даже остаются, получая льготы, жилье и зарплату.

Чтобы увидеть армейскую жизнь изнутри, мы решили сами встать в строй, надеть каски и понюхать пороху. Что из этого вышло — в материале корреспондента «МК».

Там, за шлагбаумом

Воинская часть 46108 на станции Дивизионная в Улан-Удэ — режимный объект. Посторонним вход сюда воспрещен. Но представители региональной прессы стали исключением — пусть даже и на один день. На то появилась веская причина — республиканская акция «Армия глазами СМИ», организованная сотрудниками министерства образования и науки Бурятии и республиканского детско-юношеского центра патриотического воспитания, туризма и спорта. Вместе с ними и братьями по перу проезжаем КПП и попадаем на закрытую территорию.

Заместитель командующего 36-й армией по работе с личным составом полковник Андрей Шабала, встретивший нас, отмечает: именно здесь дислоцируется 5-я отдельная гвардейская танковая Тацинская Краснознаменная ордена Суворова II степени бригада — именитое подразделение Восточного военного округа. В годы Великой Отечественной войны 22 ее бойца получили звание Героя Советского Союза, а 12 тысяч — ордена и медали.

— События, которые происходят в мире, требуют от нас повышения уровня профессионального мастерства различных категорий военнослужащих по занимаемым ими должностям, — говорит полковник. — Поэтому сейчас бригада переведена на контрактный способ комплектования с установкой регламента служебного времени и увеличением интенсивности боевой подготовки.

Один ее батальон частично укомплектован срочниками, а вот еще два — исключительно контрактниками. Живут они дома (читайте — в общежитиях), собственном, служебном или же съемном жилье, за которое получают компенсацию — около 12 тысяч рублей в месяц. А работают по строгому графику: прибытие на службу к 7.30, смотр, завтрак, построение, занятия — стрельба из различных видов оружия, вождение различных видов техники и разработка вопросов тактических действий. Обед с 13.30 до 15.00, отдых до 16.00, снова занятия, ужин, доведение различных указаний и уточнение боевого расчета (с 18.00 до 18.30) и, наконец, убытие со службы. Один из солдатов — молодой паренек, проживающий в поселке Тулунжа, признается: «Мне тут очень нравится».

Однако при введении определенных степеней боевой готовности контрактники «переезжают» в казармы. Отсюда и начинается наша экскурсия.

Тайная жизнь зеленых человечков

Казарма.
Комната досуга и информирования.
Комната бытового обслуживания.

Казарма №1 — абсолютно, казалось бы, типовая, но чистая, светлая и просторная. Она была отремонтирована на средства мин-обо-роны в декабре 2013-го и сдана в эксплуатацию аккурат перед Новым годом. Помещение под канцелярию, комната для хранения оружия, комната досуга и информирования с настольными играми, музыкальными инструментами и свежими газетами, комната бытового обслуживания с гладильными досками и ремонтными материалами, спальное расположение с аккуратно заправленными двухъярусными кроватями, спортивный уголок с инвентарем для физической подготовки — всего не перечесть и не обойти!

Под потолком — телевизор, вещающий о героях СССР под патриотические мелодии. Ну а на стенах — «уголок здоровья», расписание занятий, газета о житье-бытье и повседневной деятельности, документация об основных аспектах несения службы и, наконец, информация о предстоящих событиях, изменениях в законодательстве и лучших военнослужащих. А вот на улице — стенд с фотографиями нарушителей воинской дисциплины. «Любое отклонение от требований устава и других норм закона ведет к административной или уголовной ответственности», — подчеркивает Андрей Шабала. Поодаль — школа №58, которая была передана Вооруженными силами России и отремонтирована. Сейчас здесь учатся дети как военных, так и «гражданских», проходящих по пропускам. Ведь общеобразовательных учебных заведений в этом районе катастрофически не хватает.

Воинская столовая — очень уютная и высокотехнологичная. Она оснащена системой контроля заказа питания, которая является ноу-хау для нашей страны и не имеет аналогов в других. Этот комплекс включает экран для вывода меню, базу данных военнослужащих, состоящих на продовольственном обеспечении, а также биометрические датчики для считывания отпечатков плюс специальное оборудование для обработки сведений о количестве питающихся. Нужно просто приложить палец к сканеру, идентифицировать личность и встать на довольствие. Если же, сделав это, человек пропустил прием пищи, да еще и не оповестил систему, то заплатит штраф за напрасно израсходованные продукты. Так министерство обо-роны РФ экономит государственные деньги и выявляет «мертвые души».

Столовая.
Столовая.

Надо сказать, что для «опоздунов» еду тут специально не подогревают. Но и голодным никто не остается. Разнообразное меню, включающее супы, каши, мясо, овощи, соки, удовлетворит любой вкус, а приличные порции (первое блюдо — полкило) насытят любой желудок. Многие говорят: они на гражданке не ели так, как едят в армии.

Стрельба по условному противнику

Заканчивается наша экскурсия на полигоне. Выстроившись в две шеренги, выслушиваем инструктаж по мерам безопасности «Пребывание корреспондента на месте военных учений» и отправляемся на учебные стрельбы под наблюдением опытных инструкторов.

«Ознакамливаюсь» с оружием, расписываюсь в журнале по ТБ, получаю боеприпасы, а вместе с ними — и ценные указания и стреляю по мишеням: сначала — из винтовки снайперской специальной, или же «винтореза» (32 очка). Потом — из пистолета (в «десяточку») и, наконец, из гранатомета (мимо цели). Но главное ведь не победа, а участие и, конечно, новый опыт и впечатления. Последних, кстати, хватило с лихвой. Причем при подготовке их было даже больше, чем в процессе: и треволнения одолевали, и «магазин» не вставлялся, и затвор не отодвигался. «Каши мало ела!» — шутил мой вежливый инструктор, но помогал.

А уже во время застолья с полевой кашей, горячим чаем, разнообразными закусками и, конечно, военными песнями все журналисты получили настоящие каски с памятной надписью «СМИ в армии».

— Вообще основной вид вооружения для данного соединения — танк Т-72, — сообщил заместитель командующего 36-й армией. — Но этот полигон не разрешает выполнять стрельбу по дальности штатным снарядом, в отличие от полигона возле села Бурдуны Кяхтинского района. Военнослужащие выезжают туда и живут по одной-две недели, выполняя задачи.

Служить и не тужить

Шабала отмечает: «В мае и ноябре у нас идет подготовительный период к новому учебному году, который начинается с декабря. На режим зимней эксплуатации переводится техника, готовятся объекты учебно-материальной базы, проводятся сборы с командирами рот, батальонов, взводов для обучения их разным формам и методам работы с личным составом и привития новых способов проведения занятий по боевой подготовке».

По его словам, с этого года каждый юноша из Бурятии может идти на военную службу не по призыву на год, а по контракту на два, причем по месту жительства. Он становится срочником с определенной должностью, пишет рапорт и через три месяца, после выхода приказа замминистра обо-роны, превращается в полноправного контрактника с той же должностью, денежным довольствием, вознаграждением за выполнение нормативов, страховкой при получении травм или увечий и другими выплатами.

Такой военнослужащий вправе брать отпуск, участвовать в накопительной ипотечной системе кредитования, перевестись в «горячую точку» по разрешению «сверху» или в другое место службы при наличии уважительной причины. Этот вопрос решается на пересыльных пунктах военных комиссариатов Советского, Октябрьского и Железнодорожного районов Улан-Удэ.

В общем, плюсов, бонусов и стимулов — масса. Неудивительно, что по контракту служат даже женщины — к примеру, медсестрами. Кроме того, в соединенных воинских частях существует должность «помощник командира бригады по работе с верующими военнослужащими», предусматривающая согласование двух сторон — мин-обо-роны и епархии или сангхи. Так, в 37-й отдельной мотострелковой бригаде в/ч 69647 в Кяхте есть лама. К сожалению, представители духовенства не всегда хотят идти в Вооруженные силы. И у каждого из них — свои причины.

— На основании решения министра обо-роны Сергея Шой-гу войска мин-обо-роны оказывают содействие всероссийскому детско-юношескому военно-патриотическому общественному движению «Юнармия», в том числе в Бурятии, и предоставляют личный состав и материально-техническую базу для проведения занятий, — заявил напоследок Андрей Шабала. — Но нельзя забывать, что основная жизнь протекает все-таки не в армии, а патриотическое воспитание включает не только военно-патриотическое, но и духовное, и нравственное, и, конечно, эстетическое воспитание. И только общими усилиями можно вырастить достойных граждан своей страны.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №46 от 9 ноября 2016

Заголовок в газете: Вежливые люди

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру