Любопытно, что никаких официальных сообщений о том, что Москва нам поможет и спасет от нищеты и масштабных сокращений, не было. Не из скромности, конечно. Кто ж бахвалится нищетой? Если кто и мог бы причислить себе в актив 5 миллиардов для спасения республики, так это те, кто милостиво бросил тонущему спасательный круг. Есть такая поговорка про чемодан без ручки: тяжело нести, а бросить жалко. Бурятия оказалась тем самым чемоданом без ручки, который жалко бросить. Вот и приходится тащить его на себе (субсидировать) плюс к дотациям, которые ежегодно покрывают огромную дыру между тем, что мы зарабатываем сами (20 миллиардов рублей), и тем, что республике требуется для жизни (плюс 20 миллиардов с хвостиком). Если вспомнить, Вячеслав Наговицын еще в 2009 году обещал вывести республику на бездотационный уровень к 2017 году. И вот он у порога, а уровень дотаций каким был, таким и остался, даже увеличившись с учетом 5 миллиардов.
А ведь еще вчера рабочая группа НХ РБ обсуждала, как урезать расходы на культуру Бурятии на 10 процентов и при этом уберечь отрасль от развала. Выходило, что эти 10 процентов экономии означали сокращение около 300 работников театров и других учреждений, курируемых минкультом РБ.
Еще вчера в рамках оптимизации предлагалось пойти на огромные жертвы и резать по живому. Под сокращение попадали практически все госпрограммы, в том числе — здравоохранение. По проекту отрасль теряет в 2017 году почти 1,5 миллиарда рублей. Финансирование программы соцподдержки граждан сократится на 500 миллионов. Развитие агропромышленного комплекса — на полмиллиарда. Но больше всего понесет потери программа строительства и ЖКХ — с 2,8 миллиарда в 2016 году до 525 миллионов в 2017-м.
Из-за дефицита денег предлагалось приостановить действие 17 законов, включая законы о защите от туберкулеза, о бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, о квотировании рабочих мест для несовершеннолетних, о поддержке особо нуждающихся территорий, общественных объединений инвалидов, об организации горячего питания в школах. Несвоевременными должны быть признаны такие затраты, как поддержка кинематографии. Денег не нашлось даже на реализацию закона о мерах по улучшению жилищных условий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. В целом — на сумму свыше 4 миллиардов. Вот как обнищала республика.
Ухудшений не ощутят на себе разве что vip-пенсионеры, которым, согласно проекту закона бюджета на 2017 год, доплаты к пенсиям не только не будут сокращены, но даже восстановлены в полном объеме. Они (доплаты), как известно, весной нынешнего года под давлением общественности и ряда депутатов НХ РБ были сокращены на 40 процентов. Закон, принятый по этому поводу, действует по 31 декабря. Ожидалось, что он будет пролонгирован и на 2017-й. Если уж затягивать пояса, то всем без исключения, даже vip-пенсионерам. Однако законы справедливости на бывших министров, председателей комитетов, их заместителей и руководителей органов госвласти, партийных функционеров высшего эшелона не распространяются. Подсчитано, что за шесть лет бывшие высокопоставленные чиновники облегчили республиканскую казну почти на 1,5 миллиарда рублей. Сумма гигантская, если принять во внимание, что получателей самых больших доплат немного — несколько десятков человек («рядовые» служащие не в счет — их доплаты к пенсиям не превышают и 10 тысяч рублей).
И вот в это столь тревожное время власти находят возможным реанимировать Конституционный суд Бурятии, который в 2017 году получит на свое функционирование более 11 миллионов рублей. Находят возможным заключить с подразделением госкорпорации «Росатом» — АО «Хиагда» инвестиционное соглашение об освобождении от уплаты налога на имущество в пределах сумм, зачисляемых в республиканский бюджет. По подсчетам экспертов, речь идет об 1 миллиарде, которые могла бы, но не получит «щедрая» Бурятия за период действия соглашения. Помогать «Росатому» все равно, что помогать «Рос не-фти» или «Ростехнологиям». Как говорится, битый небитого везет...