Разговор с правительственным «кочегаром»

Бывший чиновник рассказал «МК» о тонкостях доплат к пенсиям рядовых сотрудников правительства

По редакционному заданию нужно было встретиться с высокопоставленным чиновником. Стою в надежно охраняемом вестибюле. Мимо меня идут и идут на работу не десятки, а сотни людей. Я бы сравнил эту картину с заводской проходной. Наконец, дождался чиновника. А он сказал, что лучше всего прояснит мне суть проблемы специалист одного из отделов.

Бывший чиновник рассказал «МК» о тонкостях доплат к пенсиям рядовых сотрудников правительства

Мы зашли в кабинет на втором этаже, в углу за компьютером сидел пожилой седеющий мужчина. Не прошло и десяти минут, как у меня на диктофоне была масса полезной информации, рассказанной простым и доступным языком.

— Спасибо большое, в следующий раз обязательно обращусь к вам…

— Да ладно, — улыбнулся он. — Не получится… Я на пенсию выхожу, уже через две недели…

— Поздравляю! Вам повезло, с пенсией госслужащего можно на Канарах отдыхать…

Мой собеседник остановился, посмотрел на меня недоуменно и с явным сожалением сказал:

— Вы, братец, очевидно плохо знаете что такое вип-пенсии, иначе не стали бы поздравлять меня… У нас как таковой пенсии госслужащих нет, у нас выплачивается доплата к пенсии за выслугу лет. Пенсии госслужащих для «кочегаров» нет, это ошибочное мнение, — скромно сказал будущий «вип-пенсионер».

Постараюсь пересказать монолог моего собеседника подробнее. Пенсия за выслугу «кочегарам» начисляется при наличии стажа не менее 15 лет, тогда начисляется 45% от оклада, а за каждый год 3%, но не выше 75%. Она рассчитывается из размера должностного оклада государственного гражданского служащего, не из денежного содержания. И эта доплата составляет от 10 до 20 тысяч рублей. При этом, когда индексируется государственная пенсия, доплаты «кочегарам» автоматически снижаются на ту сумму, на которую повышена общероссийская пенсия. Вот был у нашего собеседника сослуживец, ушел он на пенсию почти пятнадцать лет назад. Сегодня у него доплата «размылась», осталось менее тысячи. Как он сказал, «хватает на три килограмма мяса». И тут меня начали волновать вопросы совсем не праздные. А почему к рядовым госслужащим такая несправедливость со стороны белой касты нашего бурятского правительства, которые получают от 100 до 250 тысяч рублей. Почему такое отношение к тем, с кем они трудятся бок о бок десятки лет?

И я начал свое журналистское расследование, накапливал постепенно материал к статье. Оказывается, на рядовом составе правительственных чиновников держится все и вся. Министры уходят и приходят, а министерства как работали, так и работают в прежнем режиме. Эту стабильность обеспечивают ведущие и главные специалисты, начальники отделов, это опора и надежда всего правительства, стабильность его работы. Эти специалисты, так же, как и мы, ездят в трамваях и на «микриках», стоят в очередях, у них такие же, как и у всех, дачи, на которых они обеспечивают себе «зимовку», так же, как и нас, их не показывают по телевидению, о них не пишут в газетах. Но именно эти трудяги, «кочегары» правительства, пишут доклады министрам и их замам, пишут письма за их подписями в Москву и в бурятскую деревню к просителям, готовят выступления для СМИ и даже… тосты для праздничных или юбилейных застолий. Министрам и их замам остается только добросовестно ставить свои подписи или зачитывать, а то и заучивать подготовленное «кочегарами».

А совсем уже недавно услышал недовольное мнение от бывшего работника (не депутата) Народного Хурала: «Да этих депутатов можно даже и в два раза сократить, они все равно подписывают то, что для них напишут консультанты или специалисты». Я был в недоумении, как это так-то?! Оказалось, главные и ведущие специалисты, консультанты есть и в Народном Хурале, в каждом комитете, и они выполняют те же функции, что и их коллеги в бурятском правительстве. Только вот привилегии, в том числе и пенсионные,  разнятся.

Тут я вспомнил, что первый президент Бурятии в книге своих воспоминаний тоже писал о таких специалистах. Леонид Васильевич вспоминает, что его шеф по обкому партии Модогоев познакомил в ходе подготовки проекта постановления ЦК КПСС по Бурятской АССР с союзными министрами Братченко, Непорожним, Ломако, Байбаковым, Рыжковым. А потом сказал: «А теперь познакомлю тебя с самым главным человеком в правительстве. Им оказался главный специалист отдела территориального планирования Василий Матузов…». Вот так, если верить словам Леонида Васильевича, ведущие и главные специалисты, консультанты нашего республиканского правительства — это главные люди, основная тягловая сила в бурятском правительстве и в Народном Хурале.

…Вот и в эти декабрьские дни пресс-служба Кремля и российского правительства обещает пятитысячные доплаты за 2016 год и анонсирует индексацию пенсий. А вот бывшим «кочегарам» бурятского правительства и Народного Хурала от этого только беда — их доплаты автоматически тоже «проиндексируют», то есть сократят на столько же, на сколько повысят государственные пенсии и выплаты.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №50 от 7 декабря 2016

Заголовок в газете: Чиновники тоже люди

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру