Как школьникам Бурятии пережить государственную итоговую аттестацию и ЕГЭ без ущерба для психики

Советы психотерапевта Василия Гаськова

Через полгода девятиклассники всей республики будут сдавать обязательный, а одиннадцатиклассники — единый государственный экзамен.

Советы психотерапевта Василия Гаськова

Но уже сейчас многочасовые сидения над учебниками, упорная зубрежка дат, цифр и понятий и сопутствующий этому мандраж превращаются (если еще не превратились) из бледного призрака в суровую реальность.

Учителя запугивают учеников, ученики накручивают себя и родителей — порой до полной истерии. Но выход из этого положения есть, уверен психотерапевт Василий Гаськов. Своими профессиональными советами он поделился в интервью с корреспондентом «МК».

Василий Гаськов

— Василий Семенович, неужели такая обстановка вокруг сдачи экзаменов наблюдалась и раньше, например, когда учились вы?

— Некий прессинг присутствовал всегда. Помню школьные годы и прогнозы в духе «Не сдадите/плохо сдадите экзамены — не поступите в институт». Помню и университетское время и подобные же обещания — дескать, не устроитесь на работу. В течение четверти/cеместра многие школьники/студенты прекрасно занимались, а в конце их или при выпуске «метались», испытывая мощную психологическую нагрузку. Некоторые учителя и преподаватели действительно были от бога и демократично относились к учащимся, настраивали их на нужный лад, а некоторые зверствовали, не то чувствуя себя вершителями судеб и получая от этого удовольствие, не то выражая агрессию и скрытые комплексы. Доказать свою правоту в этом случае было сложно. Тем не менее мы и учились, и выпускались.

— Но сейчас предвзятое отношение вроде бы кануло в лету, ведь появилась независимая оценка качества образования – ОГЭ и ЕГЭ. В чем тогда заключаются трудности?

— Старая система оценивания знаний резко сменилась новой, и не все адаптировались к ней. С тех пор, как ввели ЕГЭ, я неоднократно давал консультации и рекомендации по подготовке к нему — от «как устроить пробный» до «как правильно питаться». Статьи по этой теме можно найти и в книгах, и в Интернете. Сейчас на первый план выходят два аспекта: пробел в знаниях и тревожность школьника. Причем первое и второе нередко связаны между собой.

— Беспокойство испытывают все ученики?

— Это зависит от психотипа. Есть стеничные люди, которые легко переносят стрессовые ситуации — в том числе спокойно переживают предэкзаменационный и экзаменационный период, хоть порой не обладают всеми необходимыми познаниями, а есть тревожные, у которых дело обстоит в точности до наоборот. Склонность к беспокойству дезорганизует их, ослабляет организм, вызывает рассеянность и забывчивость. В результате человек не может воспроизвести материал, даже если владеет им. А уж если не владеет, возникают настоящие трудности. Многие впадают в болезненное состояние, требующее коррекции со стороны учителей и родителей.

— И что же они должны делать? Например, педагоги?

— Во-первых, нужно организовывать подготовку к экзаменам — проводить ее как в игровой форме, так и в приближенных к реальным условиях (обмениваться школами), но не ставить завышенную планку. Ученик должен непременно справиться с заданием и поверить в себя. Это не сформирует ложное представление о легкости процесса, а сломает ненужный барьер страха. И если ребенок хорошо знает предмет, то обязательно наберет нужное количество баллов. Все способности проявятся при, так сказать, боевых действиях. Во-вторых, как ни парадоксально, не нужно постоянно акцентировать внимание на подготовке. Муссирование на тему «Сегодня тренинг по ОГЭ», «Завтра «круглый стол» по ЕГЭ» могут сослужить медвежью услугу — создадут ощущение, что определенная проблема действительно существует («не зря же нас готовят!»), а впереди предстоит более сложная ситуация. Нужно изменить отношение к ней — дескать, время придет, пойдем на экзамен, проявим себя и получим билет во взрослую жизнь. Как говорится, меньше слов, больше дела!

— Ну а родственники?

— Не стоит кричать на чадо: «Ты не учишься и не сдашь!», ведь любое эмоционально произнесенное слово — своеобразное программирование. Лучше сказать ему: «Ты сдашь, но готовься!». Конечно, нельзя сидеть над учебниками денно и нощно, однако можно вместе с учителем составить график занятий и выделить приоритетные для изучения и повтора темы. И нужно чередовать труд с отдыхом. Все люди индивидуальны в этом отношении. Одним достаточно погулять на свежем воздухе, другим — посмотреть телевизор, третьим — заняться спортом. Но надо помнить, что всякая физическая нагрузка истощает организм — особенно вкупе с интеллектуальной — и не злоупотреблять ею. А при возникновении бессонницы, нервозности, неуспеваемости нелишне минимизировать гаджеты и использовать их только для учебного процесса — не для того, чтобы наказать, а для того, чтобы помочь сконцентрироваться и дисциплинироваться. Как правило, результат заметен уже через неделю.

— Бывает, что ученик не может найти общий язык с учителем в принципе во время учебы и особенно в период экзаменов. А это чревато серьезными последствиями. Кто виноват и что делать?

— Ученик — это ребенок, а учитель — взрослый. И вина за конфликт в большей степени, за исключением некоторых ситуаций, лежит на последнем. Хотя он с высоты своего жизненного опыта может убедить в обратном. Именно поэтому школьные психологи должны беседовать с обеими сторонами и тестировать их. Но подобной практики, как правило, нет в наших СОШ. Зато, к счастью, есть родительские собрания, где отцы и матери, дедушки и бабушки, обладающие информацией о школьных событиях, вправе дать свои советы по выстраиванию отношений с детьми и выработать удобоваримые подходы по их психологическому настрою перед экзаменами. Педагог обязан не только владеть материалом, но и грамотно, доходчиво преподносить его. Это целое искусство.

— А если все-таки «завалил»? Для многих это равносильно концу света!

— К сожалению, не всегда получается удовлетворительный результат. Тысячи детей в России ежегодно не сдают экзамены. И все они по-разному относятся к этому. Некоторые махнут рукой — мол, сколько еще таких испытаний будет? А некоторые получат психологическую травму, не реализовав свои планы и не оправдав чьи-то надежды. Здесь важно не опускать руки. Если неудача случилась из-за недостаточной подготовки, учителя и родители должны оценить и себя, сделать соответствующие выводы и ободрить ребенка. А если она произошла по досадной ошибке или случайности — тем более поддержать его. Заверить, что не бросят, не отвернутся, будут «болеть» во время пересдачи (если она возможна), оплатят обучение или решат проблему иным способом.

— Но порой вместо поддержки дети получают противостояние. Родные и близкие даже обвиняют их в тупости...

— Они могут сказать: «Ты тупой» стеничному ребенку и услышать: «Такая уж генетика!», что отчасти будет справедливо. Но едва ли скажут подобное тревожному. Тем более ввиду этой психологической особенности он, скорее всего, хорошо учился и ответственно готовился. А вообще надо сказать, что благодаря своей прагматичности «ударники» добиваются большего успеха и уважения, нежели «отличники». Взять Дмитрия Менделеева, который имел «тройку» по химии и стал великим ученым в этой области. Так что главную оценку поставит сама жизнь.

— И, наконец, неприятный, но злободневный вопрос — подростковые самоубийства, связанные с ОГЭ и ЕГЭ. Чем они вызваны — обстановкой в школе или дома или состоянием души?

— Внутренние факторы осложняются внешними. Люди, которые склонны к суициду, могут совершить его и без явных причин, а уж при их наличии — и подавно. Не будь общего или единого государственного экзамена, была бы другая стрессовая ситуация, повлекшая такие последствия. Несмотря на то, что сайты о самоубийствах и «группы смерти» закрываются, а СМИ ограничиваются в освещении данной темы, она все равно муссируется безответственными СМИ — нередко в погоне за «жареным» — и волей-неволей дает «инструкцию по применению» личностям со слабой психикой. Говорить об этом явлении надо — но в разумных пределах и, в первую очередь, для его предотвращения. И если вы замечаете за своим чадом мрачные мысли или странное поведение на фоне какого-либо стресса, принимайте срочные меры — к примеру, обращайтесь за помощью к психологу или психотерапевту.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №52 от 21 декабря 2016

Заголовок в газете: Я не боюсь тебя, ЕГЭ!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру