Двухэтажный жилой дом, построенный в 1939 году для местного ремесленного училища, ветшает и разваливается на глазах. Медленную смерть барака наблюдают 17 семей. Поплыли, а местами совершенно развалились печки, которые, говорят, строили еще японские военнопленные. Падают от старости трубы, трескаются стены, обваливается штукатурка, шатаются половицы. Того и гляди — схлопнется, как карточный домик и погребет под собой людей.
— Мы давно в страхе живем, дом может рухнуть в любой момент, — говорит «МК» жительница барака с 80-го года Мария Цыденпилова. — За 77 лет в нашем доме ни разу не проводился капитальный ремонт. Особенно тяжело приходится весной, когда все тает, и осенью, когда идут дожди. Крыша протекает, стены пухнут от сырости, дети и старики заболевают. В ход идет всевозможная посуда…
Накануне Нового года в одной из квартир стал обваливаться потолок, что, впрочем, вполне ожидаемо. Пока только штукатурка, но приятного все равно мало. Жильцы пояснили «МК», что дом «вроде бы» находится в ведении министерства образования Бурятии, точнее — на балансе инженерно-педагогического колледжа. И по хорошему давно должен быть снесен.
— Наш барак дважды признавался аварийным, непригодным для жилья, а ремонт в нем — нецелесообразной тратой бюджетных средств, — рассказывает старшая по дому Мария Цыденпилова. — Первый раз в 1998 году, а во второй раз ровно через 10 лет, в 2008 году. Ремонт не сделали, но и дом не расселили. На все один ответ — нет денег. Мэрия Улан-Удэ, где действует программа расселения аварийного жилья, на баланс нас брать не желает…
По словам Марии Дондоковны, в марте прошлого года представители жильцов ходили на прием к Вячеславу Наговицыну.
— Глава пообещал нам помочь и даже отписал в министерство финансов, но денег на ремонт мы не дождались. Вообще ничего не дождались! Хотя какой ремонт может быть сейчас? Крышу шифером покроют, если выдержит. Если ремонтировать печи, их придется разбирать по кирпичику с первого этажа, потому что единая кладка. Ну дыры залатают какие-нибудь, а остальное, как всегда, поделят между собой… Нас расселять надо, пока не случилось ничего страшного...
Жильцы вспоминают, что в сентябре 2016 года, когда над городом прошли проливные дожди, дом затопило. Пригласили «осветить» событие телекомпанию «Тивиком». И хотя съемочная группа приехала, долго снимала, сюжет в эфире так и не появился. Возможно — из-за выборов.
— Весной писали Владимиру Пу-тину. Ответ пришел с поручениями в адрес правительства. До сих пор никакого движения нет!
Накануне Нового года «движение» все же случилось. Жильцов старого барака, которому давно пора в отставку, из правительства республики известили, что в 2017 году дом по улице Героя СССР Балдынова будет поставлен в план на капитальный ремонт. Когда случится сам ремонт — никто не знает: «Может в 17-м, а может и в 25-м году», — пожимает плечами старшая по дому.