Половину прибыли гарантийный фонд Бурятии, призванный поддерживать бизнес, тратил на свои нужды

Сотрудники фонда ездили на элитных машинах, посещали элитный фитнес-клуб, имели элитную зарплату

В распоряжении «МК» оказались результаты плановой проверки деятельности «Гарантийного фонда содействия кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства», проведенной минюстом РБ.

Сотрудники фонда ездили на элитных машинах, посещали элитный фитнес-клуб, имели элитную зарплату

Структура была учреждена в 2011 году республиканским агентством по развитию промышленности (ныне министерство промышленности и торговли Бурятии) исключительно для поддержки предпринимательства.

Фонду надлежало формировать имущество, за счет которого открывать малому и среднему бизнесу доступ к кредитным ресурсам и выступать поручителем перед банками. Для этого учредителем (минпромторгом РБ) были переданы фонду активы. На старте — 280 миллионов бюджетных рублей, в последующем неоднократно их увеличивая.

И хотя плановая проверка, охватившая 2013-2016 годы, особого криминала не выявила, результаты ее, тем не менее, были направлены в прокуратуру Бурятии. Слишком уж странно выглядела (по бумагам) жизнь и деятельность сотрудников фонда, о чем, к примеру, свидетельствуют зарплатная ведомость и статистика поддержки предпринимательства.

В 2013 году фонд выступил поручителем за 41 предприятие на 340 миллионов рублей, в 2014-м — за 40 предпринимателей на 227 миллионов рублей. В 2015-м фонд начал сдавать обороты, выступив поручителем всего за 34-х предпринимателей на сумму 161 миллион рублей. За 10 месяцев нынешнего года и того меньше: 19 поручительств на 184 миллиона.

Уменьшение общей суммы гарантий фонда с 340 млн рублей в 2013 году до 184 за 10 месяцев 2016-го, а также снижение числа предприятий, получивших господдержку, с 41 до 19, говорит не в пользу сотрудников гарантийного фонда РБ.

С расходами на зарплату, командировочные, премиальные и прочие нужды у фонда все нормально — они растут! К примеру, в относительно успешный 2013 год на зарплату, отпускные, премиальные и проч. было потрачено 6,8 миллиона рублей, в 2014-м — 8,8 миллиона, в 2015-м, когда случился первый большой «обвал» в поддержке предпринимательства, «расходы на личные доходы» сотрудников фонда выросли до 9,6 миллиона рублей. Если учесть, что в гарантийном фонде трудилось 8-9 человек, а средняя (по фонду) зарплата составляла не менее 100 тысяч рублей в месяц, можно понять, что это было одно из самых высоких жалований в Бурятии.

Пока бизнес влачил жалкое существование и помирал, фонд не стеснял себя в средствах и ни в чем себе не отказывал. Работники его ездили в командировки, включая Москву, Питер и Париж. В 2013-м на командировочные расходы ушло 520 тысяч рублей, в 2014-м — 577, в 2015-м — 590. А за 10 месяцев 2016-го — 748 тысяч рублей. По республике передвигались на дорогих иномарках — Mitsubishi Pajero, Toyota Highlander, а также Volkswagen 7hc Caravelle, используемый по договору аренды за 25 тысяч рублей в месяц.

Фонд снимал едва ли не самое дорогое в Улан-Удэ помещение для офиса — в «Бурятском деловом центре» по улице Борсоева, 19, что поначалу выходило гарантийному фонду почти в 130 тысяч рублей ежемесячно. И коль скоро фонд оказался в этом здании, приобрел для своих сотрудников у тамошнего элитного фитнес-клуба «Мэргэн-Батор» годовые клубные карты на сумму свыше 208 тысяч рублей.

Благодать снисходила не только на коллектив в целом, но и на отдельных сотрудников гарантийного фонда. К примеру, фонд оплачивает своему работнику заочное обучение на строительном факультете во ВСГУТУ, правда, не безвозмездно (360 тысяч рублей), но и без процентов. Другому работнику выдал беспроцентный заем на 100 тысяч. Кроме того, проверяющие установили факты немалых расходов на рекламу, покупку цифровой техники, мебели, продуктов питания, сувенирной продукции и даже алкоголя. «Наибольшая доля доходов, получаемых фондом, расходовалась на содержание аппарата фонда», — констатировали проверяющие минюста РБ и направили документ в надзорный орган для принятия правового решения.

Взять хотя бы 2015 год, когда расходы составили 25 миллионов рублей, из которых 9,6 — на зарплату, 3,2 — на содержание офиса, 6,6 миллиона — на рекламу, услуги, товары, транспорт и связь. А доходы — 47,8 миллиона, получаемые преимущественно за счет процентов от размещения средств фонда на депозитных счетах. То есть деньги делали деньги, которые, в свою очередь, тратились на работников фонда. Но и это еще не все.

Выяснилось, что в 2014 году гарантийный фонд Бурятии учредил своего клона — «Центр развития бизнеса», разместив его в «Бурятском деловом центре» по улице Борсоева и наделив его идентичными целями и задачами. Этакая матрешка в матрешке. Гарантийный фонд дал «Центру…» 8,9 миллиона рублей и два автомобиля. Открыл для него лимит финансирования в 50 миллионов рублей, назвав «договором займа» со сроком погашения в 2020 году. И зачем-то передал в аренду помещения «БДЦ», которые занимал ранее сам, взял их в субаренду и стал платить уже не по 130 тысяч рублей в месяц, а почти по 195. В свою очередь, центр оказывал фонду правовые и экспертно-консультационные услуги, естественно, не безвозмездно, а за очень даже звонкую монету (по несколько миллионов рублей в год), хотя мог бы это делать в рамках своих полномочий.  Наконец, некоторые сотрудники центра ранее трудились в гарантийном фонде, а еще раньше руководили министерством промышленности Бурятии.

И в самом деле — есть повод для прокурорского реагирования.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №9 от 22 февраля 2017

Заголовок в газете: Чтобы все так жили!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру