Февральская революция: декрет об отмене маршруток

Пойдет ли на пользу движению автотранспорта в Улан-Удэ запрет маршруток

Крейсерская скорость. В год столетия Октября этот слоган звучит в Улан-Удэ с новой силой. Не так символично, как выстрел из крейсера «Аврора», зато точно.

Пойдет ли на пользу движению автотранспорта в Улан-Удэ запрет маршруток

Крейсерская скорость — оптимальный скоростной режим корабля/транспорта в дальнем походе. В городе он равен примерно 60 км/час. Если эта скорость не выдерживается (из-за пробок), то пассажирские салоны пустуют или, наоборот, по весне переполнены.

Зато с маршрутками наша жизнь более наполнена. Духовно. Дошкольники, вертя головками, учатся по ним считать и читать. В «скотовозках» нового поколения граждане обоего пола, падая друг на дружку на поворотах, ближе знакомятся. Зарождаются связи и семьи. Пассажиры проявляют лучшие человеческие качества. Например, молодые люди учатся уступать места пожилым и беременным в маршрутках средней вместимости.

Они не так давно сменили «истаны» с сидячими местами, а уже стали приметой второго десятилетия. «Скотовозки» — это прозвище советских лет снова пошло гулять по остановкам. Ведь первое, на что поневоле обратил внимание пассажир в сертифицированных автобусах средней вместимости, это поручни. Теснота «истан» сменилась теснотой стоячей. Держитесь за поручни крепче. Привет из СССР будет горячим.

Не зря буква «О» напоминает колесо. В Омске, пока Улан-Удэ стоял на обочине технического «большака», в феврале случилось невероятное! В «революционном» 2017 году местный департамент транспорта издал декрет. Не о мире, не о земле, но о столь же насущном. Он отменил маршрутки. Всего с улиц выпилят 27 частных маршрутов, это сразу 500 микроавтобусов. 25 маршрутов уже исчезли за поворотом. Город поставлен на уши. Не все пассажиры довольны, но с каждым днем скептиков становится меньше.

Я и раньше приводил в пример сибирские города, где сохранили автобусные парки — те самые ГАПы и ПАПы, которые у нас городские власти торопливо уничтожили, дав дорогу «микрикам». То ли за быструю езду, то ли за банальную мзду.

Родственник съездил в Екатеринбург и с удовольствием проехался на общественном транспорте — дешево и быстро! В этом миллионном городе вовсе отсутствуют маршрутные такси. «Зачем? — пожал плечами пассажир-екатеринбуржец. — Вон по городу носятся трамваи, автобусы и троллейбусы. По расписанию. Зачем изобретать лишние колеса?».

Но изобретать колеса — это такое хобби у чиновников. Почему почти любая городская администрация в России так любит маршрутки? Все просто как «О»: на них не надо тратить бюджетные средства, достаточно обозначить знаком конечную остановку. Зато потом до конца срока можно собирать налоги с частных извозчиков и докладывать губернатору/главе республики о развитии малого и среднего бизнеса в городе.

При этом мэрии нет никакого дела до того, что маршрутка является крайне неэффективным видом пассажироперевозок. Вместо того, чтобы наладить и осовременить систему общественного транспорта, городские власти, делая ставку на маршрутки, усугубляют ситуацию. «Микрики» с кроличьей скоростью плодятся почкованием и создают пробки. В них в первую очередь вязнут тихоходные громоздкие автобусы, не выдерживая графика (крейсерской скорости). В отсутствие альтернативы вонючим маршруткам горожане начинают думать, что шустрые микрики — благо.

Однако тише едешь — дальше будешь.

Итак, каковы движущие силы революции в Омске? Она делится на этапы, когда «низы» хотят, а «верхи» не могут. В 90-х муниципальные автобусы работали плохо из-за неэффективного управления и отсутствия необходимых средств в бюджете. Мэрия под предлогом заботы о горожанах заменяет ряд автобусов частными маршрутками, чтобы сбросить с себя часть бюджетного бремени. Народ видит, что маршрутки ходят чаще и ездят быстрее, и массово к ним пересаживается. Традиционный городской транспорт теряет львиную долю пассажиров, становится окончательно убыточным и неэффективным. Бензина в огонь подливают «пробки»… Все, как в родном Улан-Удэ, чья загазованность вошла в топ-лист самых грязных городов РФ.

При этом забыта и забита, что пробка внутрь бутылки, простая истина: дорожные пробки возникают из-за того, что люди предпочитают авто и маршрутки общественному транспорту. Как ни строй развязки — их ресурсы в городах с планировкой советских лет ограничены. И чем больше людей пользуется общественным транспортом, тем дороги свободнее.

Забивая остановки и улицы, свободное пространство «трафика», провоцируя предаварийные ситуации, маршрутки вдобавок саботируют главный постулат городских пассажироперевозок — льготный проезд. Да и базовых требований безопасности никто, даже бригадир маршрута, не отменял. Перевозчик в благоприятных для него условиях всегда будет рассматривать поручни не как средство передвижения к сидячему месту, а как подручный инструмент удержания пассажира любыми средствами. И будет однозначно стремиться набить салон людьми, как сельдями в бочке.

Да, с маршрутками наша жизнь более наполнена. Духовно. Дайте перевести дух от езды стоя. И без матов, пожалуйста. Водитель может дать сдачи. Держитесь за поручни. Тише едешь — дальше пошлют.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №12 от 15 марта 2017

Заголовок в газете: Крейсерская скорость

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру