Вы спросите: при чем здесь мы? А при том, что теперь соседнее государство планирует орошать свои земли водой из Байкала. Для чего, по одной версии, блуждающей в Интернете, Китай перебросит от Байкала трубу, по другой будет доставлять ее в Поднебесную в емкостях. Или же по двум каналам сразу. И что будто бы сделкой по продаже Байкала китайскому партнеру занимается Иркутская область, возглавляемая красным губернатором.
Любопытно, что российские СМИ написали о планирующейся перекачке воды из Байкала в Китай по трубопроводу длиной более тысяч километров со ссылкой на The Guardian. Труба, прочерченная «англичанами» по прямой, проходит от юго-западной оконечности Байкала через Монголию и пустыню Гоби до столицы провинций Ланьчжоу и Ганьсу. Англичанам, может, и виднее, но, к примеру, подобные планы вызывают недоумение у члена Общественной палаты Бурятии, ученого, эколога Евгения Кислова: «Ни Ганьсу в целом, ни Ланьчжоу в частности не нуждаются в воде для орошения. Я всю эту провинцию проехал — ее засаживают лесом и поливают через трубочки, а Ланьчжоу вообще стоит на Хуанхэ», — говорит он.
Или все же китайцы с их несколькими миллиардами ртов думают о будущем иными, чем мы, категориями? В самом Китае говорят, что возможные объемы откачки воды не идут ни в какое сравнение с размерами Байкала. И что от реализации проекта выиграют все, включая Монголию, Китай (они смогут улучшить природные условия) и Россию, для которой экспорт пресной воды «может стать источником финансирования экономического развития Сибири», сообщает агентство Росбалт, ссылаясь на The Guardian.
В это же время иркутские власти обнародовали детали проекта российско-китайского предприятия, предусматривающего строительство завода по производству питьевой бутилированной воды в Култуке с объемом инвестиций в 1,4 миллиарда рублей. То есть если не по трубам, то хотя бы через горлышко?
Интриги этой информации добавляет перспектива строительства каскада ГРЭС на притоках Селенги в Монголии, предполагающей возведение регулируемых искусственных водоемов. О том, как на уровень поймы Селенги будут влиять монгольские ГЭС (а, стало быть, и на состояние байкальской природной территории) пишут и говорят российские экологи. В качестве примера (чтобы понятно было, с какой угрозой Байкал может столкнуться в будущем) приводятся данные по влиянию на уровень озера-моря одного только Ангарского гидрокаскада.
Все эти новости, включая прогнозы обмеления Байкала и поймы Селенги, жажду густонаселенного китайского континента, демонстрирующего небывалый экономический рост, коммерческие интересы дружественной Монголии и умирающий Черный Иртыш, высосанный китайцами, будто случайно оказались за одним информационным столом. Картина дня — апокалипсис. И разбавлено, словно соевым соусом, высказыванием академика РАН Михаила Грачева, столь удачно заявившего, что Байкал настолько большой, что если утопить в нем все население земного шара, его уровень поднимется только на три сантиметра. Черпайте, не жалко — хватит всем, так, что ли?
Байкал, может, и большой, вот только что делать с Иртышом, высыхающим от варварской эксплуатации буквально на глазах. И не является ли его судьба истинной иллюстрацией того, что в конечном итоге ждет самое большое и пока еще самое чистое озеро на планете?
Для справки: «Черный Иртыш — это исток большого Иртыша, его более чем 600-километровый отрезок приходится на Китай, и всего лишь 70 километров — на Восточный Казахстан». Как пишут СМИ, в случае, если прогнозы сбудутся, можно будет попрощаться с гидроэнергетикой в самом Казахстане и забыть о заливных лугах и мелиорации в Павлодарской и Омской областях… «Еще никогда Черный Иртыш не был таким маловодным, — пишут люди. — Нет нереста, нет рыбы. Китай распоряжается рекой по своему усмотрению».