Бурятские власти поставили семью пчеловодов в безвыходное положение

Заказник «Энхалукский» против неправильных пчел

Министерство природных ресурсов Бурятии пытается выжить с земельного участка семью пчеловодов.

Заказник «Энхалукский» против неправильных пчел

Подведомственное министерству «БУ «Природопользование и охрана окружающей среды» («Бурприрода») обратилось в Верховный суд с иском о понуждении пчеловодов разобрать хозяйственные постройки, расположенные в границах заказника «Энхалукский».

Верховный суд Бурятии, как это часто бывает, пошел на поводу у органов власти и постановил снести постройки. Формальный повод для удовлетворения иска: строения (ограда вокруг пасеки, некапитальный брусовой дом, баня и прочее) не были официально согласованы с администрацией заказника и к тому же мешают естественной миграции косуль, изюбрей и лося. Хотя в положении о заказнике какие-либо сведения о миграции этих животных отсутствуют.

Людмила Дорошкевич стала собственником 4 гектаров земли сельхозназначения, расположенных между Большим Дуланом и Энхалуком в 2012 году. Ранее спорный участок принадлежал совхозу «Оймурский», а после ликвидации хозяйства землю разделили на паи и распределили между бывшими работниками — около 120 человек. Людмила Дорошкевич стала наследницей двух участков, на одном из них было решено заняться пчеловодством — как единственно разумным видом хозяйствования у берега Байкала, находящегося от пасеки в 2,5 км.

Провели почвенное исследование, разрыхлили целинную землю, высадили многолетние медоносные травы, купили пять пчелиных семей, построили ульи, брусовой дом, баню и начали возводить ограду — как защиту от потравы лугов домашними животными.

Беда пришла, откуда не ждали — в виде инспекторов «Бурприроды», которые уведомили семью Дорошкевич, что их постройки, оказывается, находятся на территории природного биологического заказника регионального значения «Энхалукский», где действует иной режим землепользования.

Владелицу участка оштрафовали за несанкционированную обработку земли, и потребовали снести все хозпостройки, на которые они, чиновники заказника, разрешения не выдавали. С тех пор, вот уже почти пять лет, Людмила Дорошкевич пытается отстоять свои права в органах власти и получить в администрации заказника согласование на постройки. Пока — безуспешно.

Как выяснилось, биологический заказник был организован в 1995 году сроком на 5 лет постановлением правительства Бурятии. И изначально охватывал территорию только Байкало-Кударинского и Сухинского лесничеств. Земли сельхозназначения бывшего совхоза «Оймурский», поставленные на кадастровый учет в 1994 году, в заказник не входили. Затем срок действия заказника дважды продлевался, менялась и площадь, в какой-то момент (очевидно, в 2005 году) в границы биологического заказника таинственным образом попали земли сельхозназначения бывшего совхоза «Оймурский», о чем Людмила Дорошкевич, узнала только в 2013 году, когда на ее участок впервые заявились сотрудники заказника.

По ее словам, чиновники настолько небрежно и безответственно подошли к делу, что даже не позаботились о видимости законности. Достаточно сказать, что земли заказника были поставлены на кадастровый учет только в 2015 году (на 20-й год его существования!) — и то благодаря конфликту между Людмилой Дорошкевич и чиновниками от природы.

В министерстве имущества Бурятии, занимавшего в этой истории роль «третьего лица», подтвердили, что право собственности на земельные участки Людмила Дорошкевич оформила в 2012 году, а границы заказника «Энхалукский» с включенными туда землями бывшего совхоза «Оймурский» внесены в государственный кадастр недвижимости только в 2015-м.

— По нашему мнению, земли сельхозназначения не должны были войти в территорию заказника, это ведь совершенно разная категория земель. К тому же Людмила Дорошкевич, возводя хозяйственные постройки, не знала и не могла знать о распространении на ее деятельность особого режима хозяйствования в биологическом заказнике.

Тем не менее по решению Верховного суда РБ забор, брусовой дом и прочие хозяйственные постройки многострадальной пасеки пенсионеры Дорошкевич обязаны будут снести до 1 мая — аккурат ко дню, символизирующему торжество созидательного труда.

Какое торжество ознаменовал своим решением Верховный суд Бурятии — понятно: торжество абсурда. Ведь, если следовать букве закона, то правообладатели земельных участков, чтобы не лишиться их, обязаны использовать земли по назначению, то есть в нашем случае — в сельскохозяйственных целях: выращивать урожай, пасти скот, получать мед и так далее.

— Вместо того чтобы грамотно подойти к решению вопроса, чиновники еще более усугубили положение сельхозпроизводителя, — говорит «МК» Людмила Дорошкевич.

И в самом деле! В министерстве имущества Бурятии отметили, что «учреждение «Бурприроды», ссылаясь на природоохранное законодательство, сделало в свою очередь невозможным исполнение Людмилой Дорошкевич обязанностей, вытекающих из земельного законодательства».

Это значит, что если пенсионеры не будут заниматься сельским хозяйством, государство по закону получит право на изъятие земель. А решение Верховного суда, ставшее судьбоносным для одной семьи, будет автоматом распространено еще на 120 собственников паев земель сельхозназначения, поглощенным заказником «Энхалукский».

Иными словами, минприроды, «Бурприрода», Верховный суд РБ привели к вероятности массового изъятия земель у Байкала с возможной их выгодной перепродажей «своим людям».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №13 от 22 марта 2017

Заголовок в газете: Неправильные пчелы

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру