Смогут ли бурятские компьютерные игроманы побороться за приз в 7 миллионов рублей

В Бурятии впервые проводится официальный кубок по компьютерному спорту

Россия стала первой страной в мире, которая признала киберспорт официальным видом спорта. Произошло это событие 25 июля 2001 года по распоряжению тогдашнего главы Госкомспорта Павла Рожкова.

В Бурятии впервые проводится официальный кубок по компьютерному спорту
Соревнования кубка Бурятии.

А уже в мае 2002 года состоялся первый чемпионат по киберспорту в Бурятии, на котором были представлены такие дисциплины, как шутер Counter-Strike 5х5 и стратегия Starcraft 1x1. В июле 2006 года киберспорт из всероссийского реестра видов спорта исключили, объясняя это несоответствием критериям регионального развития. Добиться повторного признания спортсменам удалось только 7 июня 2016-го. На сегодня федерация имеет множество представительств во всех регионах страны, в том числе и в Бурятии.

О том, с чего начинался киберспорт в Бурятии и чем он живет, узнавал корреспондент «МК».

Все началось в подвале

— Все начиналось с подвального компьютерного клуба, — рассказывает Аюр Мугламо, председатель федерации киберспорта России по Бурятии. — Люди приходили, играли в игры, кто-то начинал соперничать друг с другом, приводили друзей. В самом начале играли почти за так, позже стали организовывать коммерческие турниры. Интерес у публики рос, количество участников увеличивалось. Тогда мы и узнали, что в России, оказывается, существует федерация компьютерного спорта, договорились с ее правлением о том, что мы будем представлять эту организацию в Бурятии.

Еще одной причиной интереса к играм стал мировой турнир, проведенный компанией Valve в 2011 году. Его призовой фонд составил 1 миллион долларов.

— Весь мир был шокирован, — рассказывает Роман Цыбикдоржиев, представитель региональной ФКС. — Никогда еще таких денег не было в киберспорте. Сейчас под эгидой Valve проводится ежегодный турнир «The International». В Америке, в Сиэтле, собираются самые сильные команды по игре Dota 2, в том числе и команды из России. Призовой фонд последнего вырос до 24 миллионов долларов. Надеюсь, что пройдет время, и игроки из Бурятии смогут всерьез заявить о себе.

Только вы сидите в танке

Как и в любом спорте, здесь есть свои дисциплины, и их немало. Каждый сможет найти что-то для себя. Любителям пострелять придутся по вкусу такие шутеры, как CS:GO и Overvoth. В первом ведется непрерывное противостояние террористов и спецслужб. В арсенале игроков окажется самое популярное в мире оружие, начиная от автомата Калашникова и заканчивая 44 мм пистолетом «Desert Eagle» (Пустынный орел). В Overvoth для уничтожения противников используются космические технологии и уникальные способности персонажей, которых в СS:GO не встретишь. MOBA игры Dota 2 и League of Legends заинтересуют любителей меча и магии, а также заядлых стратегов и тактиков. Под управление игрока попадает один из более чем 100 героев со своими уникальными способностями и историей. Целью игры является уничтожение вражеской крепости. В течение матча персонажи могут становиться сильней, приобретать магические артефакты и получать новые умения. А главным ресурсом для достижения могущества служит золото, добытое у поверженных врагов.

Футбольный симулятор FIFA вряд ли нуждается в представлении. Собрать собственную команду из именитых игроков и привести Россию к заветной победе на чемпионате мира разве не мечта каждого болельщика? Игра World of Tanks попала в список дисциплин сравнительно недавно, но уже успела зарекомендовать себя реалистичностью и проработкой геймплея. Это похоже на самый обычный шутер, только вы сидите в танке. Hearthstone — коллекционная карточная игра по мотивам фэнтезийного мира Warcraft. Главной целью для игроков станет сбор собственной карточной коллекции, а также формирование уникальной игровой колоды из 30 карт. Правила в игре довольно просты, но по мере погружения будут открываться все новые и новые горизонты как в плане стратегии, так и в плане подготовки колод. Игра придется по вкусу тем, кто склонен коллекционировать и просчитывать свои действия наперед. Те же шахматы, только с юмором. Самым важным в этих играх (за исключением Hearthstone), совсем как в спорте, является командная работа, уверенность в своих союзниках и в себе. Ведь большинство открытых турниров проходят именно в рамках командного состязания.

Сейчас федерацией проводится первый официальный кубок Бурятии по компьютерному спорту, принять участие в котором могут все желающие. В качестве призов разыгрываются квоты на кубок России, который пройдет в Москве. Там ребята смогут побороться в различных дисциплинах за денежные призы. А они отнюдь немаленькие: за первое место в игре League of Legends команда-победитель получит 1100000 рублей.

Все внимание играм. На кону путевка в Москву.

— В Бурятии нас спортом не считают. Мы ходили в минспорт РБ, но на все наши предложения получили отказ, — говорят организаторы. — Но мы не отчаиваемся. Сейчас большую поддержку оказали нам вузы республики. Ведь одно из направлений федерации киберспорта — это соревнования между высшими учебными заведениями. Для нас это огромный шаг в развитии, а для игроков хороший шанс зарекомендовать себя для участия в турнирах.

Окунулась с головой

Каждая спортивная команда не обходится без помощи менеджера. Зачастую это самый главный человек, без которого все остальное не имеет смысла. Не обошлось без этого правила и в бурятском киберспорте. Юлия Верхотурова не просто преподаватель БГСХА на кафедре информатики и информационных технологий в экономике, но и самый настоящий менеджер для всей академии. Собрать команду, провести отборочные туры, оформить освобождение с пар, выбить материальную поддержку, установить стенд, назначить капитана и еще целая куча необходимых для проведений ВКСЛ дел. Под ее началом 35 спортсменов основного состава и, что удивительно, все ее слушаются.

— Ребята говорят, что я их талисман, — рассказывает Юлия. — На одном из матчей по игре LoL не смогла присутствовать, так ребята в шутку говорили: из-за того, что меня рядом не было, удача от них отвернулась. А вот другие команды, когда видят меня рядом с ребятами, думают, что я тренер. Порой это даже льстит.

Если не знать, что Юлия преподаватель, то и в самом деле может показаться, что она самый настоящий менеджер прогеймерской команды. Обширные познания в играх, в организаторском плане, да и о положении дел в целом.

— У нас в республике настоящей выгоды от киберспорта пока не осознают. Нам кажется, что это не более чем детские игрушки, а вот вузы до Урала относятся к этому серьезно. В одной только Москве 30 команд. А приз за первое место в ВКСЛ немаленький — 7 миллионов рублей. Наши соперники уж точно знают, как за них побороться. Этот вид спорта уже прочно укоренился в бизнесе — это и спонсоры, и реклама, и даже покупка топовых игроков, как в футболе. Мне кажется, для нас открытие компьютерных игр в 90-х стало чем-то вроде сексуальной революции. Молодежь с головой окунулась в них.

Если играешь, играй хорошо

«Если ты играешь, то играй хорошо. Не умеешь играть, не играй», — уверена Юлия. Для нее компьютерные игры это такой же спорт, как и футбол. Со своими правилами, терминами и накалом страстей. К тому же позволяет реализовать свои возможности тем, для кого тот же футбол недоступен.

— Есть много ребят физически неразвитых настолько, чтобы играть в контактные виды спорта. А здесь в киберпространстве они могут показать все, на что способны, доказать другим, что они тоже могут многого достичь.

Довольно часто менеджеру команды приходится ломать стереотипы о плохом влиянии компьютерных игр. Согласно правилам студенческой лиги, для участников младше 18 лет требуется письменное согласие родителей, и тогда Юлии приходится объяснять, что все совсем не так, и учеба юного спортсмена не пострадает.

— Ко мне приходила мама одного из участников и говорила о том, что ее сын играет еще со школы, и она не хочет, чтобы из-за этого он забросил учебу. В таких случаях я всегда говорю: если не пустите, он все равно играть будет. Пусть не на турнире, так дома. А здесь я за ним всегда присмотреть смогу, сказать, когда нужно уделить время учебе, а когда и на тренировки поднажать. Ну и, конечно же, объясняю, что играют ребята не просто так, а защищают честь университета.

В компьютерном спорте с 6 лет

— В команду я пришла случайно, — рассказывает Анастасия Бянкина, участница команды по киберспорту БГСХА. — Мой молодой человек играл в команде по игровой дисциплине CS:GO, и я вместе с ним посещала собрания участников ВКСЛ нашей академии. Ребятам, играющим в League of Legends, как раз не хватало одного игрока. После отборочных, на которых я показала лучший результат, меня приняли в сборную.

Анастасия Бянкина. Без домашних тренировок никуда.

Настя играет в компьютерные игры с 6 лет, сейчас ей 20. Ее первым опытом стала игра в жанре слэшер Severance: Blade of Darkness, где нужно было выбрать одного из четырех героев и кромсать врагов с помощью холодного оружия. Не самая типичная игра для шестилетней девочки. Затем в руки юного геймера попала известная всему миру Warcraft, и, как говорит сама Настя, «я ушла в нее с головой». Дальше — лучше, на экране монитора засветились такие гиганты игромира, как Assassins Creed и Mass Effect. Будущее было решено.

— Для меня киберспорт ничем не отличается от других общепризнанных видов спорта. Ведь столько сил тратится на тренировки и на турниры, мы также усердно стараемся ради победы. Порой мы тренировались по ночам... Хотя, если говорить правду, для профессионального уровня этого недостаточно. ВКСЛ стал для меня большим опытом. Все наши соперники из других вузов показали себя достойно, а это самое главное в любом спорте. Я хочу, чтобы Бурятия развивалась в этом направлении, и ребят, которые имеют настоящий талант, замечали профессионалы и приглашали играть в основной состав на российских и мировых турнирах.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №13 от 22 марта 2017

Заголовок в газете: Для тех, кто в танке

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру