Появится ли когда-нибудь в Улан-Удэ городской пляж

Как я провел прошлым летом

Улан-удэнского отпускника послали на три буквы. На Уду. Редкий пьяница доплывет до середины Днепра. Плавали — знаем. В Смоленске эта хваленая река что ручей. Не каждый российский город возгордится тем, что его омывают аж два нехилых речных русла. И как Улан-Удэ распорядился везением течения? Везет, как утопленникам.

Как я провел прошлым летом

ЧП. Чип и вип

В последние годы участились ЧП на воде в центре города — напротив стадиона и рынка «Народный». Эти люди не самоубийцы, некоторые очень даже жизнерадостные. Были. Трезвые и не очень, они просто хотели смыть пот в жаркий день, а не ехать с той же целью «за город» (на о. Комсомольский). На пляж у черта на куличках. А в черте города ничего такого не предвидится. Но вот подвели черту на песке. Поставили галку на гальке. А когда разделись, то застеснялись обозвать свое детище пляжем. Пусть будет «зона отдыха». Хоть отдохнуть — сообразить на троих. Забронировать online пластиковые стаканчики и пирожок с ливером.

Характерно, что сперва наметили спасательные вышки напротив стадиона «Спартак». Дело спасения отдыхающих — тело самих утопающих. Мало вычистить дно от мусора и водорослей, чтобы назвать его зоной отдыха на троих. Водолазы круглосуточно пускать пузыри на полставки не будут. А спасатели — спать. На вышках.

В устойчивом понимании пляж — неотъемлемая часть городской инфраструктуры. Вот почему пляж на о. Комсомольский никогда не станет любимым местом отдыха. Открытие же в центре города «зоны отдыха» что кабинка для переодевания. Вошел в галстуке — вышла дама в бикини. Для отвода глаз. А пляжную зону, о которой кричат потные горожане, накрыли шезлонгом, как медным тазом.

В ответ на крики утопающих брошен спасательный круг — объявлен конкурс на сооружение в Улан-Удэ пляжной зоны на условиях частно-муниципального партнерства. Объявили и забыли. Забили на загар. Забили гол у стадиона «Спартак». «Спартак» — чемпион.

Открытие городского пляжа стоит остро не первое лето третьего квартала второго десятилетия. Так остро, что улан-удэнцы продолжают резать ступни осколками проблемы на диких «точках». Это карьеры в поселках Сокол и Бурвод, близ старого моста на Селенге, о. Богородский, на Уде выше по течению. В Улан-Удэ за пятилетие утонуло более ста человек, при этом каждый шестой утонувший — ребенок. Граждане тонули из-за малолюдности необорудованных мест, не получив помощи. Может, оборудовать дикие пляжи буйками из пивных банок? А для предотвращения ЧП чипировать всех пьяниц? На средства от урезания вип-пенсий.

Уходящая натура

Много лет нам впаривают мысль, что «размещение пляжа в районе улицы Набережная не представляется возможным из-за скорости течения реки». Администрация Улан-Удэ аргументировала ответ двумя факторами: 1. Скорости течения на реках Селенга и Уда значительно превышают допустимые показатели. 2. В районе возможного городского пляжа застой водной массы приводит к нарушению санитарно-эпидемиологического состояния реки и создает угрозу заражения населения опасными болезнями. При этом авторы официального рапорта не заметили, что сочинили абсурд: понятия скорости течения и застоя водной массы вступают в противоречие.

Со скоростью течения в других городах успешно борются путем создания отводов-бассейнов, создания параллельных водоемов. Подобный отвод Уды существовал в советское время и пользовался популярностью. В выходные дни пляж близ устья Уды становился местом паломничества: гремела музыка, визжали дети, съезжая с горки, водную гладь рассекали лодки, выданные напрокат, не иссякала очередь в кабинки для переодевания. Смотритель после выходных с руганью замазывал дырки в кабинках... Нам же достались дырки прежних лет. Да и подглядывать нечего: уходящая натура.

Огромным минусом в имидже Улан-Удэ является отсутствие набережной с соответствующей культурной начинкой и инфраструктурой. Сюда нельзя прийти, именно прийти, всей семьей в выходные после шопинга или культпохода в центре, здесь невозможно назначить свидание на набережной и т.д. В Иркутске набережная единственной Ангары является визуальным акцентом города. Здесь в любой день недели не протолкнуться. То же — в региональных столицах Сибири и России, где набережные — венец достопримечательностей на фоне деревьев и памятников. У нас так называемая набережная предстает на фоне гигантских экскаваторов. Скорее, в сухом остатке не просыхающей проблемы городского пляжа речные отливы. Точнее, откаты. Этот вопрос окончательно исчерпан ковшами земснарядов, взорвавших русло Селенги. И в сухом остатке — песчано-гравийная смесь и интересы строительного бизнеса, которые властям дороже загара налогоплательщика.

Обещанного три года загорать. Открытие городского пляжа имеет социально-экономическое значение. В кризисную пору горожанам не до жиру — не то, что поездка на Байкал, проезд на маршрутке отзывается головной болью. Многие и летом трудятся без продыху. Для них важно окунуть в реку бледные тела, не отходя далеко от кассы.

«Как я провел прошлым летом». Прежде думал, что в название российского фильма вкралась ошибка. Пока не объяснили те, кто видел кино: не провел лето, а кого-то провел, т.е. обманул. Точнее, не я провел прошлым летом, а опять обманули меня. И тысячи улан- удэнцев. По какой графе проведут этим летом?

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №24 от 7 июня 2017

Заголовок в газете: Отдохнуть на три буквы

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру