Вячеслав Мархаев, возможно, не преодолеет «муниципальный фильтр»

В его «листах поддержки» обнаружено несколько сдвоенных подписей

В минувший понедельник республиканская избирательная комиссия опубликовала списки муниципальных депутатов, подписавшихся за четверых кандидатов на должность главы Бурятии — по 226 «заветных» подписей в каждом из документов поддержки, представленных в избирком на проверку Вячеславом Мархаевым, Алексеем Цыденовым, Сергеем Дорошем и Батодалаем Багдаевым.

В его «листах поддержки» обнаружено несколько сдвоенных подписей
Вячеслав Мархаев.

Еще двое претендентов — Юрий Базаржапов и Игорь Пронькинов — в установленный законом срок не уложились, а посему выбывают из предвыборной гонки.

Впрочем, и эти четверо — не окончательный вариант. Предвыборную гонку может покинуть еще один кандидат — лидер БРО КПРФ. Причина — в его подписных листах уже сейчас любой может обнаружить подписи депутатов, повторяющиеся в списках, поданных Алексеем Цыденовым. Республиканская избирательная комиссия свой вердикт вынесет на этой неделе. В частности, ей предстоит установить не только официально факт «сдвоенных» подписей трех депутатов из Еравнинского, Заиграевского и Тарбагатайского районов, но и время их получения кандидатами: за кого из них (Цыденова или Мархаева) они были поставлены раньше. Сделать это несложно, если учесть, что каждая подпись должна быть нотариально заверена и датирована.

Напомним, накануне двое из муниципальных депутатов заявили телекомпании АТВ, что сначала добровольно отдали свои голоса за одного кандидата, а потом уговорами и настойчивыми просьбами — за другого. По словам депутата Тарбагатайского райсовета Александра Стрижова, примерно через полторы недели после того, как он расписался в первый раз, к нему приехали бывшие сослуживцы и попросили расписаться еще и за лидера бурятских коммунистов: «Они пожаловались, что у них не хватает подписей. Я сказал, что уже отдал свой голос. Спросил, будет ли законно отдать за кого-то другого? На что они, введя меня в заблуждение, ответили, что можно хоть за двух, хоть за трех кандидатов».

Та же история произошла и с «голосом» депутата из Заиграевского района Александра Васильева. В беседе с корреспондентом АТВ он рассказал, что накануне отдал свою подпись за Алексея Цыденова, а после ему позвонили, пояснив, что, будучи членом коммунистической партии, он имеет право проголосовать еще и за Вячеслава Мархаева: «Что я и сделал», — подытожил депутат.

Оба этих признания на «камеру» свидетельствуют о том, что первые свои подписи депутаты поставили все же не за Вячеслава Мархаева, а потому могут быть вычеркнуты из его списка, как недействительные, поскольку, по закону, один депутат — одна подпись. Как вышло, что еще один депутат (из Еравнинского района) тоже выдал «индульгенцию» сразу двум кандидатам в главы Бурятии, и в каком порядке это происходило — только предстоит разобраться...

Заметим, что именно Вячеслав Мархаев ввел в оборот понятие «сдвоенных подписей», жалуясь на применение административного ресурса, из-за которого, по его словам, муниципальные депутаты сначала подписывались за него, а уже потом, под давлением, ставили подпись за Алексея Цыденова. Смысла в подобных действиях — ноль, поскольку, как уже говорилось выше, действительной может считаться только та подпись, которая была поставлена раньше. Иными словами, на этих «сдвоенных подписях» сам Вячеслав Мархаев и попался, в чем и заключается ирония. Или умысел…

Напомним, что в Бурятии насчитывается свыше 3 тысяч депутатов и глав муниципальных органов власти. Даже простая арифметика подсказывает, что должно было хватить всем по два раза и еще остаться. Накануне Общественная палата Бурятии, вызвавшаяся добровольным арбитром в спорах между кандидатами на пост главы, заявила, что провела опрос около 200 муниципальных депутатов. Как выяснилось, к 36 из опрошенных никто из претендентов на должность главы региона или их представителей за поддержкой не обращался. «Это позволяет сделать вывод, что не все кандидаты использовали имеющиеся возможности для прохождения процедуры регистрации», — говорится в результатах опроса, проведенной рабочей группой Общественной палаты РБ «За честные выборы».

Спрашивается, зачем агитаторам Вячеслава Мархаева вообще понадобилось так рисковать чистотой подписных листов своего работодателя и упрашивать уже отдавших свои голоса депутатов подписаться еще раз (при наличии-то неохваченных муниципалов!)? И почему сам Вячеслав Мархаев, наверняка зная из прозвучавших накануне сообщений СМИ о «сдвоенных подписях», проставленных в его листах поддержки депутатами из Заиграевского и Тарбагатайского районов, в минувшие выходные, тем не менее, сдал их в республиканскую избирательную комиссию? Чего здесь больше? Некачественной работы предвыборного штаба Вячеслава Мархаева, что не красит его как кандидата в главы большого и сложного региона, или осознанной «оплошности», делающей из озвученной ранее версии о намерениях Вячеслава Мархаева «красиво выйти из игры» вполне осязаемую реальность?

Закавыка в том, что красиво уже не получится…

Сергей Дорош, кандидат от БРО ЛДПР:

— Никаких сложностей при сборе подписей у меня и у моих агитаторов не возникло, если не считать удаленность районов, сложные дорожные условия и сжатые сроки. Конечно, не все муниципальные депутаты и главы меня поддержали, по той причине, что я не всегда оказывался в этой гонке первым. В результате, чтобы собрать 226 подписей, я или мои представители провели встречу примерно с 400 народными избранниками. Для меня в этом больше плюсов, чем минусов: общение с жителями районов всегда идет на пользу партии, а тем более мне, как кандидату в главы.

Батодалай Багдаев, кандидат от БРО «Коммунисты России»:

— Мы собрали необходимое число подписей, правда, для этого пришлось встретиться с гораздо большим количеством депутатов и глав — свыше 600 человек. Получается, что за меня согласился отдать свою подпись только каждый третий из тех, с кем я или мои агитаторы обратились за поддержкой. Это говорит о том, что меня еще плохо знают. Заметил, что активнее за меня подписывались в тех районах республики, где выше протестные настроения.

Что касается «муниципального фильтра». Я человек, который прошел через оголтелую демократию, когда к власти приходили бандиты и популисты. Поэтому убежден, что доступ к власти должен быть тяжелым, для этого российский законодатель и придумал «муниципальный фильтр». Если человек готов преодолеть на пути к власти трудности, значит, намерения этого человека серьезные. Только через трудности формируется настоящий политик

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №30 от 19 июля 2017

Заголовок в газете: Это голос!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру