Черные бакланы на Байкале за сезон съедают 300 тонн рыбы

Что делать с птицей, которую обвиняют в исчезновении омуля

Экологическому совету Бурятии было бы разумным обсудить возможность бюджетного финансирования научных исследований о влиянии баклана на состояние промысловых рыб Байкала. Такое предложение высказал в беседе с «МК» в Бурятии» директор ФГБУ «Заповедное Подлеморье».

Что делать с птицей, которую обвиняют в исчезновении омуля

Птица-убийца

Повод для этого дал известный лесозаготовитель Александр Пруидзе, написавший на своей странице в «Фейсбуке» о том, что главным уничтожителем любой рыбы в Байкале — не только омуля — является баклан. «Мы с семьями решили съездить в Чивыркуй. Не был там лет пять-семь. Многое изменилось не в лучшую сторону. Рыбы не то что мало — ее совсем нет! Причина — баклан, который расплодился в кошмарном количестве, охотится стаями, ныряет до 20 метров вглубь и сжирает все и вся».

Александр Пруидзе рассказывает, что взял бинокль у капитана судна, на котором совершал экскурсию по озеру-морю, и увидел на входе в залив «тучи» пернатых, подкарауливающих добычу, а на выходе из него, на острове с символическим названием «Голенький» — белые, неживые деревья, выгоревшие от ядовитого помета. «Говорят, и ранее баклан залетал на Байкал, да местные рыбаки сразу поняли опасность и уничтожали его... Раньше окуня и щуки было тьма-тьмущая. Все рыбачили и всем хватало. Так что проблема — не только в браконьерах».

По нашей просьбе Михаил Овдин высказал свою точку зрения:

— В последнее время общественность будоражит версия, что именно большой баклан уничтожает последние запасы рыбы на Байкале. И если не начнется его отстрел как вредного вида, рыбное хозяйство окажется под угрозой. На мой взгляд, влияние этих птиц на экосистему озера изучено недостаточно для проведения мероприятий по регулированию их численности. По нашим наблюдениям, его резкий рост в Чивыркуйском заливе связан не столько с естественным приростом популяции, сколько с неблагоприятными экологическими факторами в соседних регионах и даже странах.

Михаил Овдин.

В частности, со стремительным снижением уровня вод и быстрым уменьшением запасов рыбы в Забайкальском крае и сильным загрязнением вод, масштабным сбором яиц и весенними пойменными пожарами в Китае. Результатом стало стремительное увеличение количества бакланов на Байкале. Если в 2006 году на Малом море отмечалось по нескольку десятков птиц, то в 2008-м их было уже более 100 пар. В Чивыркуйском заливе наблюдались гнездовые колонии более 200 семей и послегнездовые скопления свыше тысячи особей. Что, впрочем, неудивительно: условия для выведения потомства здесь хорошие, есть несколько скалистых островов.

— Как известно, баклан питается исключительно рыбой. Один баклан в сутки съедает до 500 граммов, в среднем — около 350, — поясняет директор ФГБУ «Заповедное Подлеморье». — Учитывая максимальную его численность на территории Забайкальского нацпарка (сейчас около 6 тысяч особей), то в сутки на их пропитание уходит около 2,1 тонны рыбы, преимущественно мелкой соровой, а в сезон, длящийся приблизительно пять месяцев, порядка 315 тонн.

Нашли крайнего

Это действительно может наносить серьезный ущерб. Однако нельзя сравнивать рыбоводные водоемы, где главным поддерживающим и регулирующим фактором является человек, и такие крупные системы вроде озера Байкал, формировавшиеся миллионы лет, где не последним звеном выступала пресловутая птица. «Она не изымает биогенные элементы оттуда полностью, а участвует в их естественном круговороте и представляет собой его неотъемлемую часть. Не следует забывать об этом даже при всей значительности получившихся показателей», — добавил Михаил Овдин.

Между тем рыбодобывающие организации за год выловили в водоемах Забайкальского национального парка около 300 тонн рыбы разных видов, и это только по официальным данным, без неучтенного лова и браконьерской добычи, который может составлять такую же цифру. Наш собеседник считает: как ни крути, но основным фактором, влияющим на состояние «рыбной популяции», остаются люди, а первостепенной задачей для сохранения водных биологических ресурсов — контроль за их (нашей) деятельностью.

Кстати, в 60-е годы неумеренная добыча омуля привела к двадцатилетнему запрету на нее. А вот баклана на озере тогда не было. Может, не так страшен черт, как его малюют?

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №33 от 9 августа 2017

Заголовок в газете: Не так страшен черт

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру