Энергосбытовая компания в Улан-Удэ готова отдать свою долю под контроль государству

С какими проблемами сталкиваются энергосбытовые компании Бурятии

Вопросы энергетики то и дело становятся предметом широкого общественного обсуждения. Насколько обоснованы сегодня тарифы на электроэнергию, о чем бесконечно спорят между собой энергетики Бурятии, насколько этот рынок на сегодня прозрачен и понятен, мы решили спросить у того, кто работает в этой системе — учредителя «Улан-Удэнской городской энергосбытовой компании» Баира Гомбоева.

С какими проблемами сталкиваются энергосбытовые компании Бурятии

— Баир Валерьевич, с 1 июля 2017 года тариф на электроэнергию для населения в республике снизился. Как это стало возможно и есть ли шансы сравнять наши тарифы с иркутскими?

— Действительно, с 1 июля 2017 года тариф на электроэнергию в Бурятии снизился на 4,1 процента, то есть для населения с 2,87 рубля снизился до 2,75 рубля/кВт.ч. А, согласно постановлению правительства №842 от 17 июля 2017 г., с 1 сентября 2017 года тарифы в Бурятии будут снижены еще более чем на 20%. Резервы были изысканы за счет оптимизации мощности потребителей, присоединенных к сетям единой национальной электрической сети. Иными словами, появилась возможность переложить затраты от вынужденной генерации объектов с высокой себестоимостью на потребителей второй ценовой зоны. Это приведет к снижению для потребителей Бурятии составляющей в структуре стоимости электрической энергии в части ее покупки на оптовом рынке. По сути можно констатировать, что это прорывное решение. Существуют и иные способы снижения тарифа, к одним из которых, в частности, относят развитие конкуренции среди энергосбытовых и электросетевых организаций. Что касается планов сделать тариф в Бурятии таким же, как в Иркутске — задача сложная, но кто еще недавно мог поверить, что всего за полгода тариф на электроэнергию в Бурятии удастся снизить почти на 30%?

— К вопросу о конкуренции. Много лет назад единую систему электроэнергетики в стране разделили именно с этой целью. Как вы считаете, реформа удалась?

— Действительно, разделение таких видов деятельности, как генерация, передача электроэнергии и реализация электроэнергии происходила с целью повышения конкуренции и прозрачности в созданных конкурентных отраслях электроэнергетики. К примеру, после реформирования у потребителя появилось право выбирать энергосбытовую компанию с наиболее выгодными условиями. В республике есть ряд сбытовых компаний, которые могут предложить потребителю цену даже меньшую, чем цена гарантирующего поставщика. Кто-то этому очень удивится, но на самом деле все объясняется тем, что данные сбытовые компании связаны с крупными промышленными потребителями, расположенными в основном в сельских районах Бурятии. То есть за счет возможности более выгодно покупать электроэнергию на оптовом рынке электроэнергии, меньшей доли затрат сбытовой составляющей в общей структуре затрат достигается более низкий тариф. Экономия может составлять от 10% и выше от сложившегося уровня цен по региону.

В Бурятии на сегодня работают один гарантирующий поставщик, несколько десятков сетевых компаний и несколько сбытовых компаний. Из данных видно, что конкурентная среда более развита в сетевой составляющей, и это понятно. Компании активно работают над правом обслуживать сети, предлагают разное качество обслуживания, и у потребителя есть выбор, в какую сетевую компанию передать на обслуживание свои сети.

В сфере сбыта электроэнергии конкуренция ниже. Это обусловлено тем, что для выхода на оптовый рынок и покупки там электроэнергии по более низкому тарифу необходимо сначала наработать у своих клиентов определенные объемы потребления. До выхода на оптовый рынок в части сбыта электрической энергии сбытовые компании могут предложить более льготные условия оплаты, например, в части отсутствия авансовых платежей и, соответственно, штрафных санкций за неуплату авансовых платежей. Также компании могут заинтересовывать клиента дополнительными услугами. Например, проведением определенных действий по энергоаудиту, в частности, как по структуре платежа, так и по возможным необходимым техническим мероприятиям. Экономия в этом случае может составлять от 5 до 15% от общего объема платежа.

Проблема Улан-Удэ в том, что здесь более или менее активно действуют 2-3 независимые энергосбытовые компании, чья доля в общем объеме продаж — не более 5% от общего объема продаваемой электроэнергии. Малая конкуренция связана также с высокой закрытостью и непрозрачностью именно сбытовой сферы.

— В чем вы видите главную проблему в сфере сбыта электроэнергии?

— Для большинства субъектов РФ характерна ситуация, когда основной участник рынка — гарантирующий поставщик — по понятным причинам активно противодействует вхождению на рынок других компаний. Основное отличие гарантирующего поставщика от прочих энергосбытовых компаний заключается в том, что гарантирующий поставщик обязан заключить договор с любым к нему обратившимся. Причем условия для всех потребителей должны быть одинаковыми. У прочих сбытовых компаний такой обязанности (заключать договор с любым к нему обратившимся) нет. Особых требований к сбытовым компаниям законодательство не налагает. Нет требования по минимальному размеру уставного капитала, лицензированию данной деятельности. Законодатель создал такие условия для развития конкуренции на рынке продажи электроэнергии и мощности, защитив при этом потребителя, в частности, от риска двойного выставления счетов. Как бы ни спорили между собой гарантирующий поставщик и сбытовые компании, на потребителе это не скажется, и существующая судебная практика тому пример.

Поскольку на рынке присутствует монополист, занимающий доминирующее положение, его деятельность регулируется, в том числе, и антимонопольным законодательством. Если гарантирующий поставщик предлагает условия оплаты, отличные от стандартных, размещенных на его сайте, даже если эти условия более выгодные (например, отсутствие авансовых платежей), с точки зрения антимонопольного регулирования это есть нарушение и подлежит отмене. В некоторых случаях еще может быть начислена пеня за весь период возникшей просрочки.

Законодательством регламентирована также процедура заключения договора. Гарантирующий поставщик обязан разместить форму договора (оферту) на своем сайте. А лицо, желающее заключить договор с гарантирующим поставщиком, должно распечатать с сайта два экземпляра договора, подписать их и направить на адрес гарантирующего поставщика. Документ, подтверждающий получение гарантирующим поставщиком подписанного со стороны абонента договора, является подтверждением акцепта выставленной на сайте гарантирующего поставщика оферты. Таким образом, с точки зрения действующего законодательства, даже наличие подписи гарантирующего поставщика на договоре не является обязательным. Обязательным является направление абонентом в адрес гарантирующего поставщика подписанного со своей стороны договора. Такой порядок взаимодействия с гарантирующим поставщиком един и для абонента, потребляющего энергии для собственных нужд, и для энергосбытовой компании, покупающей энергию с целью дальнейшей продажи.

Простота заключения договоров одновременно и ставит в сложную ситуацию, в частности, энергосбытовые компании. Казалось бы, энергосбытовая организация добросовестно исполнила свои обязательства по процедуре заключения договора. Но всегда можно сказать, что договор не заключен, так как на нем нет подписи одной из сторон договора — гарантирующего поставщика. Хотя с точки зрения права договор считается заключенным, можно посеять сомнения среди клиентов сбытовой компании и упрочить свое положение на рынке. До вынесения соответствующего судебного решения пройдет время, и оно не будет на пользу потребителям, так как потребитель все это время будет ограничен в выборе наиболее выгодных для себя условий.

— По каким критериям потребителю лучше всего выбирать энергосбытовую компанию?

— Практика показывает: те энергосбытовые компании, которые имеют тесные наработанные отношения с крупными сетевыми компаниями, увереннее чувствуют себя на рынке. Да и потребителям с ними работать намного комфортнее. Так, к примеру, согласно договору об информационном взаимодействии, между нашей компанией и АО «Улан-УдэЭнерго» для заключения договора наши клиенты единожды предоставляют документы в центр обслуживания клиентов для осуществления технологического присоединения. Далее для заключения договора участие клиента не требуется, все необходимые документы мы получаем от сетевой компании в рамках информационного обмена. Соответственно для клиента существенно упрощается процедура заключения договора.

Не раз поднимался вопрос о том, что для увеличения степени доверия между участниками рынка желательно наличие такой региональной сбытовой компании, в которой принимало бы участие государство. Конечно, учредителем напрямую правительство выступить, возможно, и не сможет, но есть формы участия государства через предприятия, учрежденные органами власти. Пример — столица Республики Хакасия город Абакан, где уже более 10 лет работает сбытовая компания, учрежденная муниципалитетом, в то время как по остальной части республики работает гарантирующий поставщик. Хочу сказать, что наша компания готова безвозмездно передать долю в уставном капитале под контроль государственных органов.

Сюжет:

Санкции

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №35 от 23 августа 2017

Заголовок в газете: Сила конкуренции

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру