Бурятия упустила шанс воспользоваться уникальной технологией по утилизации мусора

Уникальный утилизатор, уехавший в Якутию, уничтожил без последствий для экологии тонну мусора

То, что Бурятия движется к мусорному апокалипсису - факт. Для победы в этой битве у нас нет ничего. Ни должного воспитания, ни опыта, ни денег. Про волю и желание жить в чистоте и говорить не приходится.

Уникальный утилизатор, уехавший в Якутию, уничтожил без последствий для экологии тонну мусора
Два таких аппарата способны справиться с мусором всего Кабанского района. Фото: А. Саломатов.

Ничтожные попытки как-то решить проблему посредством «голковских баков» и двух толком так и не заработавших заводов закончились погребенными миллионами рублей налогоплательщиков и всеобщим унынием.

Это обстоятельство еще больше подкосило веру в победу над тоннами мусора, которыми завалены леса, реки, озера, улицы, дворы. В лучшем случае все это вывозится на полигоны и там продолжает гнить, тлеть и чадить, отравляя здоровье. Но чаще сваливается под покровом ночи в ближайшем овраге, в лесу или в реку. И пусть чиновники бодро рапортуют, что количество стихийных свалок сокращается, а продукты горения на официальных полигонах не превышают нормы токсичности — грош цена этим байкам.

Наличие в мусоре поливинилхлорида и других полимеров, различных соединений хлора способствует образованию в дымовых газах диоксинов, которые подавляют иммунитет, провоцируют онкологию, разрушают эндокринную систему, вмешиваются в репродуктивную функцию, приводя к женскому и мужскому бесплодию. Недавние исследования подтвердили, что диоксины вызывают уродства и проблемное развитие у детей. Ужастики можно продолжать, но суть ясна. Войны не надо. Мы ее организовали себе сами. И чем больше равнодушия к мусорным завалам, тем длиннее очереди к врачам…

Слагаемые победы над мусором

Немцы эту схватку выиграли, сделав пять ставок: раздельный сбор мусора, экологическое сознание, отказ от свалок, эффективная утилизация и деньги горожан. И план сгоряча перевыполнили — построили больше, чем требовалось мусоросжигательных заводов.

Японцы сознательность своих граждан поддерживают постоянным напоминанием: незаконный выброс мусора — это уголовное преступление, карается лишением свободы до 5 лет и штрафом до 10 миллионов иен. Перспектива загреметь на 5 лет и выплатить штраф в размере 5,5 миллиона, думается, и у нас отбила бы охоту мусорить. Кстати, в Японии нет мусорных баков и урн. Мусор у них собирают в прозрачных пакетах и в разные дни разный. Если мусор не тот и не тогда — наказывают. Но в Японии не только пугают. С населением договариваются. Так появилась программа «нулевых отходов». Суть ее в том, чтобы максимально сократить не только отходы, но и вообще используемые материалы. В обществе распространили идею «моттаинай», которая гласит: «Не выкидывай, пока не использовал полностью».

А в городке Камикацу правительство внедряет идею полного отказа от одноразовых товаров. Конечная цель — к 2020 году сделать так, чтобы город стал полностью «безотходным». Согласно концепции «моттаинай», все земные блага дарованы свыше и растрачивать что-либо без нужды, терять или выбрасывать — грех, что органично вписывается в миропонимание всех здравомыслящих людей. Желающих «испортить карму» из-за одноразовых стаканчиков и пакетов тоже немного. Главное ведь это понимание в мозгу зафиксировать.

На воспитание экологического сознания японцам потребовались долгие годы. Первый завод по сжиганию мусора в Токио был построен еще в 1924 году. Именно тогда в Японии начала складываться культура разделения отходов на сжигаемые и несжигаемые.

Мы же всей страной пока только пытаемся подобраться к этой теме. На дворе 2017 год.

Мы проиграли битву, но не войну

По данным минприроды, к 2015 году в Бурятии в результате хозяйственной деятельности образовалось 50 миллионов тонн отходов. 97% — в отрасли добычи полезных ископаемых. Население произвело 275 тысяч тонн твердых коммунальных отходов. Из них 99% свозится на полигоны. Другого выхода нет. «Цветущая от края и до края» в буквальном смысле проваливается в мусорный ад.

В Год экологии по всей России планировалось запустить систему региональных «мусорных» операторов. Но, как выразился член совета по вопросам агропромышленного комплекса и природопользования при Совете Федерации и член общественного совета при минприроды Владислав Жуков, «экологическая революция, которая у нас была намечена на 2016-2017 годы, скорее всего, опять перенесется». И перенеслась. На 2018 год. Но не у нас.

30 января министром природных ресурсов РФ Донским нам было дано поручение: «Субъекты Байкальского региона должны быть приоритетными по введению новой системы». На одном из заседаний Народного Хурала представитель минприроды РБ Светлана Трофимова сообщила: «Если мы первыми выберем регионального оператора, то мы первые получим субсидию в 2018 году в рамках экологического сбора. Мы сможем направить ее на ликвидацию свалок, строительство полигонов, разработку ПСД».

Фото: А. Саломатов.
Идет настройка оборудования. Фото: А. Саломатов.

Речь идет о проектно-сметной документации на новый завод стоимостью в 9 миллиардов рублей. По словам члена совета директоров ЗАО НПП «Машпром», партнера компании «Mitsubishi Heavy Industries Environ mental & Chemical Engineering» (MHIEC) в России Александра Котельникова, «завод будет включать в себя комплекс сортировки с последующей переработкой отходов и сжиганием остатков. В основе его работы — технология газификации и плавления, при которой отходы разлагаются до получения горючего газа. На захоронение в виде золы идет только 5% всех отходов». Чуть позже министр природных ресурсов Бурятии Юрий Сафьянов заявил, что это «самоокупаемый проект»:

— Комплекс рассчитан на переработку 240 тысяч тонн отходов в год, его стоимость — 9 миллиардов рублей и, что самое важное, японская сторона готова предоставить безвозвратный грант в размере 30% от этой суммы, — отметил он.

Оно, конечно, впечатляет. И 30% «безвозвратных» нас особенно сильно радуют. Хотя про бесплатный сыр в мышеловке знают все. Но министр забыл упомянуть про фильтры, которые придется приобретать у японцев ежегодно. И стоить они будут как раз 30-40% стоимости всего проекта. То есть минимум 3 миллиарда бюджет Республики Бурятия вынужден будет изыскивать. Но для начала завод надо приобрести, затем запустить, что, судя по судьбе двух первых заводов, у наших чиновников плохо получается. И что делать потом с двумя первыми? Но, главным образом, как нас заставить сортировать мусор? Мы, возможно, и не глупее остальных, но… Ни одной мало-мальски грамотной информационной кампании о необходимости сортировки у нас не припоминается. Немцы сделали просто и понятно: «жители сортируют мусор — коммунальщикам меньше работы — меньше выбросов в атмосферу — жители меньше платят за вывоз». Боюсь спросить, как будет у нас.

В Германии мусор сортирует 87% домовладений. Но им для этого потребовались десятилетия. Как и японцам. У нас же история с мусорными баками Голкова была о том, как делать нельзя.

Панацея от мусорной хвори

Понятно, что будущий завод сможет перерабатывать только отходы города и ближайших районов. Что будут делать остальные? Ничего. Количество полигонов увеличивается. Построены в Заиграевском и Еравнинском районах. Начато в Джидинском. На очереди Селенгинск, Хоринск, Турунтаево, Баргузин, Курумкан, Мухоршибирь. Но это, к сожалению, пока единственный выход. Хотя во всем мире считается, что восстановить землю на месте захоронений отходов обойдется в разы дороже. У нас этим в ближайшие 100 лет вряд ли займутся. Вред от «полигонной утилизации» никто не считает, методик расчетов вреда полигонного размещения нет.

Но! Нет худа без добра. Еще весной в Кабанском районе экспромтом прошла презентация «утилизатора мусора». Ее автор, житель Саха (Якутия) Андрей Хиль транспортировал свое ноу-хау из Саратова, где оно было изготовлено как опытный образец, в Якутию, где аппарат приняли на вооружение для борьбы с мусором в тестовом режиме. Там заказчики уже полным ходом испытывают агрегат в суровых условиях Севера.

Если коротко: два таких аппарата способны справиться с мусором всего Кабанского района. Районам, где нагрузка на экологию не так масштабна, достаточно и одной «цистерны». На вид она и вправду «бочка». Прелесть ее еще и в том, что может передвигаться, «пожирая» по 8 кубометров мусора в час и температуре горения 1250 градусов. И ей без разницы какого качества мусор — стекло, консервная банка, пластик, полимеры или отработанные моторные масла. Выбросы в атмосферу не превышают европейских требований. Более простого и дешевого решения «мусорной» проблемы в России еще не придумано…

По случайности в тот же день в Кабанском районе оказался с рабочей поездкой и Алексей Цыденов, которого ознакомили с будущей панацеей от мусорного террора. В середине июня состоялась встреча, после которой последовало распоряжение двум министерствам — природы и промторга — заняться вопросом детально. Более того, якутские «кулибины» получили приглашение зарегистрировать свое предприятие в Улан-Удэ, что они и сделали. Казалось бы, еще немного, и республика вздохнет облегченно. Тем более стоит агрегат от 8 миллионов в зависимости от техзадания заказчика. Согласитесь, сумма для того же Кабанского района вполне себе по плечу, если иметь в виду, что ни с Кабанска, ни тем более с Закамны мусор на завод в Улан-Удэ не повезут. Но то ли у министерств дела нашлись поважнее, то ли еще какая причина... В общем, получилось как всегда.

Про мусорный тариф

Итак, до конца 2017 года Бурятия должна определить для себя единого оператора по обращению с отходами. Эта компания будет отвечать за весь цикл — от сбора мусора до безопасного захоронения. Кроме того, в квитанциях на оплату услуг ЖКХ появится отдельная строка — «Сбор и вывоз твердых коммунальных отходов», которая до сих пор включалась в общий тариф. Размер «мусорного» тарифа, по оценкам экспертов, вырастет в 15-20 раз. И это понятно.

В нашем случае это частные московские компании (по некоторым сведениям — ООО «Мехуборка», ООО «Газэнергострой»), которые зайдут в регион только при условии, если они смогут заработать. И лишняя головная боль в виде работы с населением по раздельному сбору мусора им только в нагрузку. Поэтому все наши фантазии на тему экологической культуры отодвинутся еще лет на десять.

А уникальный утилизатор мусора из Кабанска уехал-таки в Якутию. Говорят, за три неполных месяца в нем сожгли почти тонну мусора, что привело в восторг местных жителей и экологов.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №36 от 30 августа 2017

Заголовок в газете: Диоксин нам в нос

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру