Что можно и нельзя делать жителям Бурятии под домашним арестом

Им разрешается дышать свежим воздухом, ходить за продуктами и даже проголосовать на выборах

Если человека хочет наказать бог, то он лишает его разума, а если богиня правосудия — то свободы. Для этого есть множество способов, и один из них — домашний арест.

Им разрешается дышать свежим воздухом, ходить за продуктами и даже проголосовать на выборах
Сотрудник УИИ надевает браслет арестованному. Фото: Пресслужба УФСИН РБ.

Он применяется, когда обвиняемый или подозреваемый по уголовному делу может скрыться или помешать установлению истины, влиять на следствие и давить на свидетелей, и заключается в ограничении его передвижения пределами жилого помещения.

Такая мера пресечения — вторая по жесткости после заключения под стражу, довольно популярная на западе России (взять оппозиционера Алексея Навального, экс-министра экономразвития РФ Алексея Улюкаева, экс-главу департамента имущественных отношений мин-обороны Евгению Васильеву) и относительно новая для Бурятии, ибо используется у нас чуть больше пяти лет, с января 2012 года. О том, как она реализуется и чем отличается, «МК» в Бурятии» побеседовал с начальником отдела по контролю за исполнением наказаний уголовно-исполнительной инспекции УФСИН по Бурятии Инной Суграповой.

— Инна Сергеевна, что предусматривает домашний арест?

— При избрании его мерой пресечения суд ограничивает или полностью запрещает выход из дома, использование средств связи и сети Интернет, отправку и получение почтово-телеграфных посылок, а также общение с определенными людьми, которые выступают свидетелями обвинения, соучастниками преступления или потерпевшими по делу.

— Может ли он проходить на съемной квартире?

— Обычно назначается по месту прописки, но при отсутствии такой возможности и уважительных обстоятельствах — по другому адресу. Все зависит от решения судьи.

— Возле дверей выставляется караул?

— В ведении УИИ — сотни обвиняемых и подозреваемых, но нет столько сотрудников. К тому же они следят за выполнением исправительных и обязательных работ, поведением осужденных условно и отсрочкой отбывания наказания, запретами занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью и просто-напросто не располагают необходимым количеством времени.

— Как же тогда осуществляется контроль за арестантами?

— Мы применяем к ним так называемые электронные браслеты из водонепроницаемого пластика со стационарным и мобильным и контрольными устройствами. Они надеваются на ногу человеку, передают сигналы на компьютер через систему ГЛОНАСС, которые расшифровываются операторами системы электронного мониторинга подконтрольных лиц (СЭМПЛ), и позволяют отслеживать маршрут передвижения в круглосуточном режиме.

— А если избавишься или вообще откажешься от такого устройства?

— Снятие браслетов самостоятельно считается нарушением. Срезание их влечет возмещение стоимости, причем немалой, отмена же предполагает наличие заболеваний, например, сердечных. Один проходивший по нетяжелой статье в уже пожилом возрасте не мог пользоваться браслетом из-за кардиостимулятора, поскольку и тот, и другой излучали электроволны, несовместимые друг с другом, а потому контролировался во время выездов.

— Насколько часто наносятся визиты к подконтрольным?

— Инспекторы приезжают не реже двух раз в неделю, а бывает и каждый день. Они проверяют технику для слежения и местонахождение самого гражданина. Большую роль здесь играет его личность и законопослушность. Когда отмечаются регулярные нарушения, проводятся учащенные проверки.

— Можно ли гулять хотя бы во дворе, ходить на выборы, и, если живешь один, посещать магазин, выбрасывать мусор?

— При ограничении выхода из дома суд разрешает ежедневные часовые прогулки, во время которых позволяется подышать свежим воздухом, купить продукты, дойти до избирательного участка, обычно располагающегося поблизости, и проголосовать за выбранного кандидата и так далее. При одиночном проживании и полном запрете требуется подать ходатайство об его изменении, особенно когда на то имеется острая необходимость. Но надо сказать, что сегодня все арестанты в республике имеют право покидать дом или квартиру.

— А звонить в полицию и «скорую»? Ложиться в больницу?

— Экстренные и аварийные службы вызвать позволительно, но после этого необходимо уведомить сотрудника УИИ, дабы не вызывать нареканий. Возможно отправиться и на госпитализацию с разрешения суда. В подобном случае мера пресечения исполняется в медицинском учреждении и, конечно, засчитывается в общий срок. Недавно один из жителей Бурятии, участвовавший в жестоком преступлении в Иволгинском районе и помещенный под домашний арест, был госпитализирован в БСМП. Ночью к нему ломился кто-то — возможно, желавшие отомстить, из-за чего ему потребовалась медпомощь.

— Вправе ли обвиняемый/подозреваемый ездить на трамвае, автобусе или своей машине на следственные действия и судебные заседания?

— В органы суда, следствия и дознания он доставляется на служебном автомобиле контролирующего органа, а не общественном и уж тем более не на личном транспорте, и сопровождается нашим работником.

— «ВКонтакте», «Фейсбуке» и иже с ними тоже, видимо, не посидишь, да и с друзьями и родственниками не увидишься?

— Мы периодически проверяем, отправлял ли человек смс и появлялся ли онлайн, если зарегистрирован под своим именем в социальных сетях. Даже когда с его аккаунта выходил кто-то другой, крайне сложно доказать это. Остальным членам семьи не возбраняется пользоваться сотовыми телефонами и всемирной паутиной. Как правило, в постановлении определены лица, с которыми запрещено общение, с остальными оно разрешено. Если придет незаконный гость и в это же время нагрянет сотрудник УИИ и потребует документы, ничего хорошего не будет. Поэтому лучше не рисковать.

— А как жить? Ведь казенное обеспечение не предусматривается.

— Некоторые преступления могут быть связаны с работой (как у главного врача детской клинической больницы с центром медицинской реабилитации Баира Балханова. — Прим. авт.), а отдельная работа — с Интернетом и коммуникациями. Поэтому зачастую арестованные не могут трудиться на прежнем или новом месте. Однако суд индивидуально подходит к каждому из них, учитывает все обстоятельства — где и с кем проживают, какой доход и накопления имеют — и только тогда выносит постановление.

— Сколько длится домашний арест?

— Он назначается на определенный период, пока идут следственные действия или судебные заседания, при необходимости продлевается, но в целом составляет от двух месяцев, согласно УПК РФ, может быть продлен по решению суда и, конечно, вычитается из общего срока заключения, если гражданин, в конце концов, получает его.

— Что если попробуешь «сделать ноги»?

— Попытки бегства у нас предпринимались (вспомнить того же криминального авторитета Ильшата Иванова по кличке «Садык», самовольно уехавшего в Новосибирск. — Авт.). Нарушение условий содержания более двух раз ведет к изменению меры пресечения. Таким образом в 2017 году 11 человек были переведены на заключение под стражу. И коли уж гражданин преступил закон, стоит помнить, что из двух зол выбирают меньшее, а дома и стены помогают.

Сюжет:

Дело Навального

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №37 от 6 сентября 2017

Заголовок в газете: Не выходи из комнаты

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру