Депутат Народного Хурала: «Теперь Шутенкова можно посадить»

Республиканский парламент утвердил шесть зампредов правительства Бурятии

Знаковому для республики и местной политической верхушки событию пророчили сюрпризы, заговоры и даже бунт, но ничего похожего на несогласие с генеральной линией партии не произошло.

Республиканский парламент утвердил шесть зампредов правительства Бурятии
Одиночный пикет недалеко от здания Хурала.

В отличие от утверждения зампредов десятилетней давности, когда Иннокентия Егорова, Сергея Лысцева, Баира Бальжирова представлял в Хурале Александр Ковалев, поскольку у Вячеслава Наговицына умерла мать и он уехал в Томск, никакого иного влиятельного лица на сессии не было.

Только что прибывший из Москвы глава республики выступил с краткой речью, в которой сделал упор на новый подход к формированию правительства, заявив, что обсуждавшееся ранее объединение должностей (зампреда с министром) он решил не применять, поскольку правительство, наоборот, надо усиливать. Депутаты хотя и задавали вопросы, но в целом не возражали. Не возражал и буквально вчера переквалифицировавшийся в депутаты из первых замов председателя правительства Иннокентий Егоров. Не было нервозной обстановки, перепалок и реплик невпопад. Хотя все шесть кандидатур были утверждены, в политике всегда важны детали, а их на этой сессии было немало.

Первый первый русский

Первой обсуждалась кандидатура первого зама председателя правительства Игоря Шутенкова, заверившего присутствующих в том, что на столь высоком посту он будет создавать благоприятные условия жизни для нашего населения и снижать уровень коррупционной преступности во власти. Нездоровый смех вызвало предложение «единоросса» Баира Цыренова, что «теперь Шутенкова можно посадить». Правда, тут же выяснилось, что депутат имел в виду только то, что Шутенков может покинуть высокую трибуну и слушать многочисленные пожелания из зала.

Шутенков, между тем, даже не улыбнулся. Он-то, в отличие от многих депутатов, хорошо помнил, что ровно десять лет назад в этом же зале под разные шуточки парламентарии «подняли хвост» и не утвердили его кандидатуру на пост министра финансов. Шутенков стал единственным, с кем произошло тогда такое, хотя на всех комитетах, встречах и рабочих группах абсолютно все высказались «за». На сессии 25 октября 2007 года Игорю Шутенкову не хватило до утверждения всего двух голосов. Тогда 31 депутат проголосовал «за», 19 — «против». Причем никаких вопросов перед этим самым голосованием депутаты вообще не задавали, тогдашний спикер Александр Лубсанов заявил, что все вопросы были сняты на заседаниях.     

Мункожап Бадмаев.
Даба-Жалсан Чирипов.
Вячеслав Цыбикжапов.
Петр Мордовской.
Игорь Шутенков.
Игорь Зураев.

Присутствовавший тогда на сессии Наговицын публично высказал возмущение по данному поводу. «Когда уезжал, спрашивал у руководства Народного Хурала: все нормально? Нет вопросов? Меня заверили, что все нормально, все согласования по Шутенкову проведены. Все правоохранительные органы дали положительные заключения, все комитеты Народного Хурала, кроме одного, одобрили. Коллегия минфина дает «добро». Выносим на Хурал — «прокатывают». Ну как это можно назвать? Трусостью? Еще чем-то? Почему за спины других прячутся те депутаты, которые как бы исподтишка подлость такую хотят сделать?» — не скрывая эмоций, рассказывал журналистам Вячеслав Наговицын.

Игоря Шутенкова в качестве министра финансов депутаты IV созыва утвердили только через два месяца. Его же в качестве первого зама депутаты V созыва утвердили с первого раза, сделав еще одно важное для республики дело. Впервые в постсоветской истории республики первым замом был утвержден русский, что говорит только о том, что Москва все-таки считает Алексея Цыденова бурятом, и для сохранения паритета в том числе и по данному фактору была выбрана кандидатура Игоря Шутенкова.

На переходном этапе

Обсуждение кандидатур остальных зампредов проходило почти в семейной атмосфере благодушия и чинопочитания, схожей с хорошей свадьбой. На кандидатов хотя и сыпались вопросы, однако вряд ли большинство этих вопросов можно назвать относящимися к делу. С каждым новым кандидатом ряды присутствующих редели, а вопросы мельчали. Возможно, все объяснила реплика «единоросса» Баира Цыренова, сказавшего, что рассматривает сегодняшний состав правительства как переходный. Новый глава хоть и поручился ранее публично за каждую кандидатуру лично, однако все понимают, что ни Зураева, ни Мордовского, ни Чирипова, ни Цыбикжапова, не говоря уже про Мункожапа Бадмаева Алексей Цыденов не знает настолько, чтобы отплыть с такой командой на глубину морских пучин. Всем своим видом новый глава дал понять, что будет смотреть, проверять и пробовать все это пока на мелководье, и, если что-то пойдет не так, как нужно, расставаться с членами команды будет легко. Причем рассчитывать на перемещения с палубы в кубрик, как произошло с Мункожапом Бадмаевым, сначала поставленным руководить инфраструктурным блоком правительства, вряд ли уже получится.

Не этим ли переходным этапом объясняется тот факт, что многие «ключевые» депутаты, такие, как Борис Ботоев и Бато Семенов, почему-то не пришли на судьбоносную, казалось бы, сессию? В отличие от Вячеслава Наговицына десять лет назад, уважительной причины у наших депутатов, как известно, не было. В общем и целом депутаты поддержали предложение главы Цыденова, хотя и не сказать, что сплоченными рядами. В негласном рейтинге недоверия лучше всего зарекомендовал себя бывший коллега парламентариев Вячеслав Цыбикжапов, против которого высказались только 4 депутата, а хуже всего — зампред по агропромышленному комплексу, он же министр сельского хозяйства Даба-Жалсан Чирипов. Кстати, он оказался единственным зампредом, против которого во время сессии на улице был выставлен одиночный пикет «Спасите село от Чирипова!». Далеко не факт, что через какое-то время такие пикеты не украсят всю площадь Советов.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №42 от 11 октября 2017

Заголовок в газете: Поднять хвост

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру