Несмотря на сильный холод и пронизывающий ветер, на торжественное мероприятие собрались многие местные жители — от детей до стариков, и, конечно же, представители районных и региональных властей. Побывал на нем и корреспондент «МК» в Бурятии».
Необходимость соединить левый и правый берега Уды в этом месте возникла уже давно. В 30-х годах прошлого века применялся плот, на котором переправлялись и люди, и кони. В 1956 году был построен деревянный мост, а после его сгорания возведен такой же. Сельчане и машины передвигались по нему на протяжении тридцати лет, причем в последнее время — с трудом и не без опаски: переправа буквально рассыпалась вслед за проходившими и проезжавшими. В зимнее время даже для большегрузного транспорта использовались объездные пути.
И вот в 2013 году в ходе избирательной кампании главы Заиграевского района онохойцы наказали одному из кандидатов, Александру Бурлакову, решить проблему в случае победы. Что он и сделал, когда встал у руля. В 2015 году администрация муниципального образования разработала проект капитального ремонта, а правительство Бурятии поддержало его, выделив средства из регионального бюджета. Через три года объект был завершен, а 16 ноября — сдан в эксплуатацию.
В тот день около полусотни человек столпились возле сооружения длиной 148,3 метра (а с учетом подходов — почти 1,5 километра!). Оно связало две трансреспубликанских трассы — Улан-Удэ — Хоринск — Романовка и Улан-Удэ — Заиграево — Кижинга и два же села — Новый и Старый Онохой и стало своеобразной благодарностью для жителей последнего.
— Они приехали сюда из Татарской АССР по всесоюзной программе переселения 77 лет назад и создали ратным трудом лучший на то время колхоз, теплицы и птичники, — рассказала председатель региональной национально-культурной автономии татар Бурятии Сажида Баталова. — И вот сегодня обрели и важную транспортную артерию. Это мост между народами и республиками, прошлым и будущим!
— Он самый длинный из всех, сдаваемых нынче, и очень прочный, сделанный из железобетона с буронабивными сваями, идущими до коренной породы, — добавил министр транспорта Бурятии Сергей Козлов. — Выдерживает более 60 тонн и позволяет транспорту быстро доставлять уголь и перевозить грузы, а населению — беспрепятственно попадать на хоринскую сторону. Будет стоять, даже если придет вода. По планам тут появится и освещение.
На данное сооружение ушло 124 млн рублей — 10,31 из муниципального бюджета и 113,66 — из дорожного фонда РБ. Исполнители — сотрудники подрядной организации ООО «Мостостроительный отряд №34» — получили благодарственные письма за усердный труд. В итоге им — новые заказы, дорожной отрасли — хорошая «встряска», ну а людям — удобство.
— Раньше было ни проехать, ни пройти. Пытались наладить своими руками — бесполезно! — поделилась с нами местная жительница, молочница с 20-летним стажем. — Теперь и детишек проще в садик отводить, и продукцию свою в поселок носить!
Сельчане не нарадуются и на «свежие» дороги протяженностью 4,7 км, отремонтированные по их просьбе в рамках приоритетного президентского проекта «Безо-пасные и качественные дороги». Отныне не придется задыхаться от пыли и бояться автомобилей, из-за движения которых по ямам да кочкам дрожали дома и падала посуда. В Онохое на шести улицах — Юбилейной, Строителей, Октябрьской, Гагарина, Терешковой и той, что ведет к центральной площади, — положено покрытие, обустроены «зебры», нанесена разметка и установлены знаки. На все про все затрачено 33 млн рублей.
— В целом по району отремонтировано около15 километров, построены тротуары и ограждения, — сообщил Александр Бурлаков. — Работы таких масштабов у нас не проводились со времен Советского Союза. И их результат налицо.
Продолжение следует. В 2018 году по президентскому проекту в муниципальном образовании будет сделано еще 12 км, а во всем регионе — порядка 127 (между тем как за 2017 год было сделано 56). Сергей Козлов подчеркивает: при реализации БКД особое внимание уделяется именно дорогам местного значения с самым большим процентом изношенности: лишь треть из них, составляющая 864 км, соответствует нормативу. И если ранее некоторые подрядчики просто существовали на рынке и не имели оборотных средств для строительства, то сейчас они получают финансирование, а, значит, и стимул для закупки материалов, привлечения техники и саморазвития.
— Мы уделяем большое внимание дорожному строительству, планируем его беспрецедентные объемы по республике: в этом году — порядка 150 км, в следующем — 200 и освоим значительные суммы — по 1,250 млрд рублей, — подытожил глава Бурятии Алексей Цыденов. — Состояние автотрасс повышается, что дает жителям возможность быстрее и безопаснее перемещаться и хоть немного, но улучшает жизнь.