Она открылась вместе с двумя новыми специальностями – «Монтаж, техобслуживание и ремонт электронных приборов» и «Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств». Обе ныне входят в топ-50 наиболее востребованных профессий России.
Многофункциональная лаборатория организована по последнему слову техники, в чем лично убедились депутат ГД РФ Алдар Дамдинов, председатель комитета Народного Хурала РБ по социальной политике Александр Стопичев и первый заместитель министра образования и науки Бурятии Галина Фомицкая.
Теория без практики мертва
– Для нас это действительно важное событие, которое ёще раз доказывает: промышленным предприятиям и учебным заведениям необходимо сотрудничать, чтобы подготовить профессиональные кадры, – заявил директор техникума Александр Налетов.
Управляющему директору У-УАЗ Леониду Белых предоставили почетное право открыть новую лабораторию, которая впечатляет своим составом оборудования - 11 стендами различной направленности. Среди них – «Схемотехника», «Электропривод», «Основы электроники» «Радиотехнические цепи» и многие другие. Здесь можно выполнить такие лабораторные работы, как определение неисправностей цепей постоянного и переменного тока электрооборудования авиастроительных предприятий, применение средств электротехнических измерений для проведения входного контроля электронных приборов и устройств бортовой авионики, наладка систем автоматики станков с ЧПУ на примере программируемых контроллеров SIEMENS, контроль параметров радиооборудования.
Эта и другие лаборатории от Улан-Удэнского авиационного завода позволяют подкреплять теоретические знания студентов практическими навыками. Общая стоимость оборудования составляет 4 млн. рублей.
– Здесь есть стенд электронной, а также измерительной, цифровой и микропроцессорной техники и типовых элементов устройств систем автоматического управления и средств измерений, – говорит преподаватель – инженер-энергетик Светлана Павлова. - Студенты могут снимать показания, используя не только измерительные приборы, но и компьютеры с программным обеспечением, выравнивать характеристики.
Как работает ноу-хау, со знанием дела демонстрировали сами студенты. Третьекурсник и лаборант Владимир Титов пояснил особенности работы на стенде «Основы автоматики»: «Работу выполняют два микроконтроллера, программирование которых идет в специализированном программном обеспечении, установленном на ноутбуке. Так можно «запрограммировать» подсветку взлетной полосы, наружное и внутреннее освещение и работу автоматизированной линии».
В сборке лаборатории принимала участие не только фирма-поставщик из Казани, но и студенты, отметил Владимир: «Монтаж проходил в октябре этого года. С тех пор я потихоньку осваиваю новое оборудование, и признаюсь, что теория в тандеме с практикой куда интереснее».
Остальные ребята тоже «пробуют профессию» в реальном режиме: проектируют генератор на неодимовых магнитах, который может выручать при отключении света. Они готовы участвовать со своими наработками в региональных научно-практических конференциях. И то ли еще будет!
Второкурсница Анастасия, презентуя стенд «Электротехника и основы электроники», рассказала как он помогает контролировать радиооборудование вертолета.
Экскурсию продолжила преподаватель Светлана Павлова: «Стол радиомонтажника начального уровня позволяет провести контроль качества проведения поверхностного монтажа, smd-монтажа с использованием оптических увеличителей. А стенд «Автоматика, приводы и система управления станков с ЧПУ» позволяет не только делать «лабораторки», но и проходить практику на месте».
Такой лаборатории нет больше ни у кого, с гордостью отмечают сотрудники техникума. Она дополнила комплекс из десяти уже имеющихся, которые представляют почти все основные отрасли производства авиазавода – литейное и сварочное, механообработку и обработку давлением, метрологию, компьютерную и инженерную графику. Все были поставлены в рамках совместного инвестиционного проекта с холдингом «Вертолеты России» с целью создания современной материально-технической базы для подготовки высококвалифицированных специалистов для Улан-Удэнского авиазавода.
Подготовка и привлечение молодежи в вертолетную и машиностроительные отрасли Бурятии – приоритетная задача сотрудничества образования и производства, которая обсуждалась за круглым столом БРО «Союз машиностроителей» в бизнес-центре Улан-Удэнского авиационного завода.
Кто готовит кадры?
Уже много лет авиационный техникум и АО «У-УАЗ» активно реализуют дуальное обучение - подкрепляют теоретические знания практическими навыками и обеспечивают взаимодействие образования и производства, совершая серьёзную и перспективную работу. Адресная подготовка ведется как в самом техникуме, так и на базовых кафедрах ВСГУТУ, реализуя принцип непрерывного образования. Но дефицит квалифицированного персонала по востребованным, и прежде всего, инженерным профессиям – конструкторы, технологи – остро ощущается в связи с развитием производства.
– Наш завод постоянно развивается, – отмечает Леонид Белых. – Однако для выхода на качественно новый уровень совершенствования выпускаемой продукции, производства по цифровым технологиям новых машин – вертолетов Ми-171А2 и Ка-226Т – нужны специалисты со специальным авиационным образованием: производственные мастера, технологи, конструкторы. А их не хватает. Ежегодно кафедра «Самолето- и вертолетостроение набирает 30 человек, а выпускает 8-10: многие не выдерживают и «отсеиваются» на первом-втором курсе. Сложившуюся ситуацию он связывает со слабой подготовкой в школах.
В связи с этим Белых предлагает изменить подход к общему среднему образованию и планирует поднять этот вопрос на парламентском часе очередной сессии Народного Хурала РБ. Ведь если не принять необходимые меры сейчас, то можно не справиться с заданными темпами развития экономики в будущем.
Первый заместитель министра образования и науки Республики Бурятия Галина Фомицкая отметили актуальность вопросов подготовки квалифицированных кадров, конструктивного взаимодействия образования и производства. Она подчеркнула, что школьникам необходима профилизация – олимпиады и, конечно, профориентационная работа, которая дала бы им возможность уяснить: какие инженерные специальности востребованы, какие предметы нужны для их получения и, главное, какой карьерный рост на предприятиях республики реально возможен.
– Важно определить зоны ответственности, – считает Фомицкая. – Образование обязано подготовить инженерно-технические кадры, востребованные на рынке труда. Работодатель же должен обеспечить их местами и стимулировать к освоению специальности во время профессионального обучения благодаря участию в совместных конструкторских исследованиях и изобретениях, практике отложенного контракта, гарантирующего выпускнику работу.
Дискуссию поддержал и экс-министр образования республики, депутат Госдумы от Бурятии Алдар Дамдинов. По словам депутата, лишь четверть студентов России обучаются по техническим специальностям. Но и у них уровень подготовки отстает от современных требований.
Дамдинов подчеркнул, что авиазавод – один из крупнейших налогоплательщиков, влияющий на социально-экономического развитие всего региона. И чтобы обеспечить его квалифицированными сотрудниками, нужно не просто совместить систему образования с потребностями производства, а сделать так, чтобы стороны дуального образования услышали друг друга. Он отметил, что нужно поработать и над имиджевой составляющей. Изменить стереотип восприятия инженерных и технических профессий выпускников школ и их родителей реально.
ГБПОУ «Авиационный техникум» – яркое тому доказательство. Все больше молодых людей, поступающих сюда, связывают свое будущее с авиастроением. Дальнейшее эффективное сотрудничество этого учебного заведения и флагмана промышленности Бурятии по подготовке квалифицированных кадров для предприятия, безусловно, повысит престиж технических специальностей, сократит время адаптации новичков на производстве. А это – уже серьезная заявка на покорение новых высот, уверены эксперты.