Одна из работ Жигжита Баясхаланова красуется на рабочем столе президента России

Как знаменитый оружейник искал и нашел свой стиль в скульптурном творчестве

У бурят знания оружейного дела всегда передавались от одного поколения мастеров-дарханов к другому. Таким образом, за последние столетия сохранились не только народные традиции и приемы кузнечного мастерства, но также и уникальный стиль бурятских оружейников.

Как знаменитый оружейник искал и нашел свой стиль в скульптурном творчестве
Жигжит Баясхаланов с Алексеем Цыденовым на открытии выставки. Фото: пресс-служба художественного музея им. Ц. С. Сампилова.

Сейчас, когда холодное оружие более ценится в искусстве, нежели в войне, уникальный стиль народных мастеров является главной изюминкой в работе многих современных кузнецов-оружейников. Через свои клинки они в буквальном смысле передают историю народа, его культуру, быт, верования в древних богов, вековую мудрость. Таких людей все чаще называют художниками и со временем они начинают искать новые направления в искусстве.

Так знаменитый бурятский мастер-оружейник Жигжит Баясхаланов, прославивший мастерство дарханов своего народа по всему миру, занялся скульптурой. Вылитых в бронзе лошадей, быков и носорогов рассматривал корреспондент «МК» в Бурятии».

Сквозь стихию

В Улан-Удэ выставка скульптур Жигжита Баясхаланова проходит в Национальном художественном музее имени Сампилова. Национальный колорит, обрамленный в бронзу, — именно так хочется охарактеризовать всю коллекцию скульптур, сделанных рукой мастера.

Самая большая удача для любого ценителя прекрасного это попасть на авторскую экскурсию, где можно не только полюбоваться работами художника, но и узнать подробности о них от самого автора. Что до названия выставки — «Сквозь стихию» — то, по словам автора, главное в ней спокойствие, даже несмотря на то, что некоторые скульптуры под два метра высотой.

— Эту выставку я и моя команда готовили три года,— начинает свой рассказ Жигжит. — Скульптуры — новое направление в моем творчестве, которое я хотел всегда попробовать. Для меня это в первую очередь новый неизведанный мир, эксперимент, которым сейчас я доволен.

Показать простое

Так уж сложилось, что сквозной темой выставки стали лошади. Именно им Жигжит Баясхаланов уделил особое внимание, хотя, как он сам утверждает, зацикливаться на лошадях он не стал:«У меня есть носороги, быки и даже лось». Скульптура «У воды», с которой, собственно, и начинается сама коллекция, это образ лошади, склонившей голову, чтобы напиться воды. Несмотря на всю массивность работы (ее размер более 2 метров в высоту), она не чувствуется громоздкой. Наоборот, силуэтная техника, которую использует художник, представляет нам лишь профиль лошадиной головы, с одним-единственным очертанием.

— Создавая эту скульптуру, я не ставил задачу показать всю лошадь, — поясняет он собравшимся на экскурсию. — Все самые совершенные формы нам уже показала природа, поэтому моя цель передать состояние животного, его эмоции только при помощи силуэта. Здесь можете видеть, что лошадь спокойна, ее глаза закрыты, она пьет воду, ноздри большие, расширенные, что создает эффект дыхания. Если сравнивать эту и другие скульптуры с каким-либо видом искусства, то я выберу наскальные рисунки, там все показывалось с помощью линий.

По словам автора, такой прием был сделан, чтобы люди, не отвлекаясь на мелкие детали, воспринимали образ целиком, при желании дорисовывая недостающие части. Для усиления именно этого эффекта Жигжит Баясхаланов придал бронзе не ее естественный цвет. «Коричневый, рыжий — именно эти цвета я использовал почти для всех моих больших лошадей. При смешении получился такой, скажем, бурятский цвет, очень теплый и напоминает дерево», — говорит он.

Национальный колорит в скульптурах автора угадывается так же быстро, как и в его ножах. Стоит только посмотреть на работу и уже чувствуется, что вокруг тебя степь, слышен свист ветра, ржание лошадей и крик всадников. Как бы ни хотелось отстраниться от всего этого, но настоящее искусство всегда будет подталкивать наше воображение. На мой взгляд, одна из лучших работ начинающего скульптора — это композиция «С попутным ветром». Скачущий конь, взъерошенная ветром грива, уверенный взгляд, полная покорность стихии и желание свободы — вот что видишь и чувствуешь, когда смотришь на эту работу.

Композиция «Единство». Фото: zhigzhit.com
«Бык». Фото: zhigzhit.com
«Носорог». Фото: zhigzhit.com
«С попутным ветром». Фото: zhigzhit.com
«У воды». Фото: zhigzhit.com

— Приступая к ее созданию, я хотел изобразить коня, который скачет вместе с ветром. Как мы живем в этой жизни согласно традициям, так и он живет согласно природным стихиям, — поясняет автор свой замысел. — Он не против ветра, и не быстрее его, он спокойно скачет вместе с ним. Если посмотрите на линию глаз, то здесь я хотел уже показать не полный покой, а решительность, но без какой-либо агрессии. Главное здесь ощущение движения, для этого даже пришлось поменять черную мраморную подставку на этот здоровый камень.

Со слов Жигжита Баясхаланова, этот конь долгое время покоился на черной прямоугольной подставке в мастерской. Возникло ощущение, что лежит просто отрубленная голова.

— В результате мы с братьями выехал за Санкт-Петербург и долго искали подходящий булыжник, похожий на степной камень.

Философия жизни

Еще один плюс в работах Баясхаланова— философский подход. Все его скульптуры рассказывают историю, притчу, учат чему-то простому, но в то же время важному в жизни.

Таким примером может служить скульптура головы быка, где главный акцент сделан на рога и внутреннее благородство животного. По словам художника, вдохновением для работы стал его поход с семьей в зоологический музей Петербурга, где он увидел огромный череп древнего буйвола. Экспонат настолько поразил его, что по возвращении домой принялся за работу. Результатом кропотливого труда стала разделенная надвое голова быка, выкрашенная в темно-бордовый цвет с внешней стороны и золотом с внутренней.

— Решение покрыть быка позолотой было спонтанным. Но надо помнить, что все самое ценное (золото) находится у каждого из нас внутри, и его не нужно искать где-то снаружи. Вот такие бывают творческие поиски, — говорит Жигжит Баясхаланов.

Говоря о философских поисках, нельзя не упомянуть скульптуру лося, которая привлекла достаточно большое внимание зрителей. Главное отличие работы в том, что она не из бронзы. Это просто каркас скульптуры, обтянутый проволокой, однако даже так лось смотрится величественно. По идее автора, он должен прожить свою собственную жизнь и поддаться течению времени, как это происходит в дикой природе, ведь дело в том, что проволока со временем подвергается коррозии и может легко сломаться под действием внешних факторов.

Немного о ценностях

Кроме народных мотивов степей, воинов и охотников есть у Жигжита Баясхаланова очень необычный экспонат, а точнее, их целых два. Это силуэты носорогов, выполненные в бронзе с рогами из драгоценного нефрита и афганского лазурита. По словам оружейника, он очень сожалеет, что рог этого животного очень востребован на черном рынке и является большой ценностью, особенно для ювелиров.

— Я сам против этого материала и считаю, что неправильно убивать животных только ради одного-единственного рога. Поэтому в своей первой работе обратился к такому поделочному камню, как нефрит. Он очень ценится мастерами Бурятии, отсюда вот такая небольшая отсылка к традициям. А что касается афганского лазурита, то мне просто понравились его цвет и текстура. Сам он синий с белыми мраморными прожилками, смотрится замечательно, правда, обрабатывать такой камень очень тяжело, поэтому я всегда прошу помощи у своих друзей, кто занимается этим лучше меня.

О ножах и творчестве

Если скульптуры это новое увлечение оружейника, то в ковке ножей Жигжит Баясхаланов может смело называться мастером. Именно благодаря ножам бурятский оружейник стал широко известен не только в России, но и за рубежом. К слову, одна из его работ красуется на рабочем столе президента России Владимира Пу-тина в его сочинской резиденции.

— Этот нож вместе с двумя другими, которые входят в набор, я привез на свою первую выставку в Москве, — рассказывает Жигжит. — И вот этот набор дошел у нас до Владимира Владимировича Пу-тина. Не знаю, как насчет других ножей, но «маленький воин» теперь в сочинской резиденции главы государства. Если показывают по телевизору его кабинет, где он принимает чиновников, то каждый раз мы с друзьями и братьями говорим: «О, наш маленький воин!». На деле фигурка представляет собой бурятского мальчика, который мечтает стать настоящим воином. На нем большой отцовский шлем, большие сапоги, щит, который он держит за спиной двумя руками, а на поясе игрушечный меч.

— Когда я придумываю эскиз, это очень увлекает. Постоянно думаю: вот бы воплотить это в жизнь, получится ли, каким будет конечный результат? Вдохновение лишь верхушка айсберга, основная его часть — каждодневный труд. Если надо придумать новую скульптуру или нож, ты садишься за стол, берешь в руки карандаш и начинаешь рисовать. У меня не было такого, чтобы я споткнулся, упал и «бац», новый проект. Если говорить о скульптуре, то это просто очередной проект, в котором я хочу добиться каких-то успехов. Сейчас есть свой собственный стиль, примерное понимание, в каком направлении двигаться, поэтому задача предельно проста — застолбить за собой эту нишу. Ведь как говорят: что-то придумал, радуешься, а за тебя могут уже все сделать.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №6 от 31 января 2018

Заголовок в газете: Вылитые в бронзе

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру