Александра Пономарева: «Сотрудничество со странами АТР стратегически важно для экономики и безопасности России»

МИД уполномочен заявить

20 лет назад в Улан-Удэ было учреждено представительство МИД России. О том, почему было принято такое решение, как развивались международные связи Бурятии и чем ведомство может помочь простым гражданам «МК» в Бурятии», рассказала его руководитель Александра Пономарева.

МИД уполномочен заявить
Визит в Бурятию посла Непала в России Риши Рам Гхимире. Посещение Улан-Удэнского авиационного завода (август 2017 г.).

— В этом году представительству МИД России в Улан-Удэ исполняется 20 лет. Примите наши поздравления! За это время наверняка сложились свои традиции. Расскажите о них.

— Мы не единственные юбиляры в этом году. Постановлением Правительства РФ в марте 1998 года были образованы территориальные органы МИД в Архангельске, Воронеже, Краснодаре, Красноярске, Омске и Самаре. Именно в 90-х годах шло активное создание представительств в российских регионах.

— С чем это было связано?

— После распада Советского Союза зарубежные представители стали проявлять интерес к российским регионам. Нужно сказать, что этот интерес был взаимным — росла активность губернаторов на международном направлении: принимались иностранные партнеры, в том числе высокого уровня, проводились официальные встречи за рубежом, подписывались соглашения о международном сотрудничестве. Для координации этих контактов, их соответствия единому курсу внешней политики и создавались территориальные органы МИД. Сегодня их 37.

Руководитель территориального органа — представитель МИД России в г. Улан-Удэ А.Пономарева.

— То есть представительства МИД не во всех субъектах? В каком же регионе самое старшее?

— Да, не во всех. Одни из старейших были открыты в 1920 и 1923 году в Петрограде и Владивостоке — Управления уполномоченного народного комиссариата иностранных дел СССР (позднее преобразованы в дипломатические агентства). Они работали с местными консульствами иностранных государств и контролировали проведение внешней политики нашей страны.

При решениях о дальнейшем учреждении представительств МИД принимался во внимание ряд факторов, Республика Бурятия соответствовала сразу нескольким: приграничное расположение, наличие монгольского генконсульства, интенсивные контакты с Монголией и соглашение о сотрудничестве 1995 года.

Наша основная задача сегодня — координация на местах порядка осуществления международных связей региональными властями. Мы призваны обеспечивать их полное соответствие внешнеполитической доктрине нашего государства. При этом особое значение уделяется содействию в расширении торгово-экономических, культурных и иных связей республики с зарубежными партнерами. Выполняем консульские функции: оформляем загранпаспорта госслужащим и приглашения иностранным гражданам. Принимаем граждан по разным вопросам.

— Как менялся международный курс Бурятии за этот период и насколько он соответствует сегодня приоритетным направлениям внешней политики России?

— Приоритеты объясняются географическим расположением республики, что вполне оправданно. Ведущими партнерами Бурятии являлись и являются сопредельная Монголия, Китай, в частности, Автономный район Внутренняя Монголия, а также Республика Корея и Япония. В этом плане ничего нового не произошло. Менялись подходы и концептуальные проекты, вокруг которых строилось сотрудничество. Если посмотреть на статистику ВЭД, можно, конечно, увидеть в топовых строчках торговых партнеров республики и другие страны, но это объясняется особенностями товарной структуры экспорта внешней торговли Бурятии, участием в производстве и сбыте авиационной техники. Если же говорить о традиционном векторе, то это страны АТР.

В последнее время мы наблюдаем общую тенденцию смещения крупных федеральных мероприятий в регионы, что позволяет одновременно «разгрузить» центр, а также стимулировать межрегиональное сотрудничество. Бурятия в этом плане делает первые шаги: в 2015 году в Улан-Удэ прошла VI встреча высоких представителей, курирующих вопросы безопасности — секретарей советов безопасности, министров из 64 стран мира, делегаций ООН, в 2016 году — XII конференция парламентариев Арктического региона с участием депутатов Дании, Исландии, Канады и других стран. В прошлом году Улан-Удэ стал местом проведения сразу нескольких масштабных федеральных мероприятий: встреч руководителей туристических ведомств России, Монголии и Китая, глав транспортных ведомств и экспертных центров трех стран, совещания уполномоченных правительств России и Монголии по трансграничным водам. Хотя подготовка форумов такого уровня проходит, как правило, при поддержке соответствующих федеральных структур, с участием делегированных ими рабочих групп, большую нагрузку и ответственность несет именно республика. Это огромный опыт и вызов для региона.

Как известно, на федеральном уровне принято решение по созданию Россией, Китаем и Монголией трехстороннего экономического коридора, тремя странами подписано соглашение о международных автомобильных перевозках. Это открывает перспективы экономического роста для Бурятии, через территорию которой проходят железнодорожные и автомобильные магистрали, самым коротким путем связывающие Москву, Улан-Батор и Пекин.

Концепция внешней политики России ориентирует на активизацию отношений с государствами АТР, использование возможностей этого динамично развивающегося геополитического региона при реализации программ социально-экономического развития Сибири и Дальнего Востока. Сотрудничество со странами АТР в современной международно-политической обстановке стратегически важно для экономики и безопасности нашей страны.

— Существуют ли для Бурятии и других приграничных субъектов какие-либо привилегии в осуществлении международных связей?

— Действующее законодательство дает российским регионам широкие возможности осуществления международных связей с учетом разграничения предметов ведения и полномочий между федеральным центром и субъектами.

Что касается приграничного сотрудничества, его правовое регулирование длительное время было бессистемным. А ведь Россия имеет самую протяженную государственную границу и наибольшее количество сопредельных государств, соответственно влияние взаимодействия приграничных территорий на общий климат отношений сложно переоценить. С принятием в июле прошлого года федерального закона об основах приграничного сотрудничества был сделан значимый шаг в закреплении правовых основ в этом направлении, обозначены полномочия федеральных, региональных и муниципальных органов власти, порядок заключения соглашений о приграничном сотрудничестве.

— Говоря о Монголии, как об основном партнере Бурятии, как, на ваш взгляд, на достигнутых успехах может сказаться ликвидация постоянного представительства Бурятии в Улан-Баторе? Звучали мнения, что данное событие следует рассматривать не иначе, как потерю позиций в Монголии. Как вы можете прокомментировать это?

— Дело в том, что в монгольском законодательстве отсутствуют нормы, закрепляющие правовой статус представительств регионов и их работников. В этой связи на сотрудников представительства, в том числе его руководителя, несмотря на наличие синего служебного паспорта, распространялись ограничения миграционного режима, в частности, по максимальному сроку непрерывного пребывания без виз — 30 дней. В этом смысле российско-монгольское межправсоглашение об условиях взаимных поездок граждан «уравнивает» обладателей общегражданских и служебных паспортов, исключения составляют работники диппредставительств и консульских учреждений, а также члены их семей, документированные дипломатическими и служебными паспортами, которые находятся без виз на весь период аккредитации. Если миграционные вопросы пребывания в Монголии решались сотрудниками представительства с получением виз, то другие организационные и практические вопросы оставались. В российской практике есть примеры решения таких ситуаций путем включения представителей регионов в состав Торгпредств России за рубежом. В отношении Монголии такого варианта до недавнего времени не существовало, поскольку, как известно, торговое представительство в этой стране было учреждено распоряжением Правительства РФ в ноябре 2015 года, а торговый представитель назначен в декабре 2016 года. Бурятии одной из первых удалось проработать вопрос по включению своего представителя (штатного сотрудника республиканского правительства).

На самом деле речь идет о решении руководства Бурятии по реорганизации представительства в Монголии: отстаивать интересы развития торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества с позиций сотрудника Торгпредства России можно намного эффективнее, чем в прежнем статусе. Поэтому не думаю, что уместно ставить вопрос о потере позиций республики. Достаточно посмотреть на недавний визит в Монголию главы Бурятии А.С.Цыденова и уровень прошедших встреч: глава российского субъекта получил аудиенцию на высшем уровне — у Президента Монголии, а также был принят председателем монгольского правительства.

— С какими вопросами к вам приходят рядовые граждане, и чем вы можете помочь им?

— На самом деле граждане узнают о нас, когда с ними или их родственниками происходят различные ситуации за рубежом, требующие консульской помощи. Чаще всего речь идет о содействии россиянам, задержанным за нарушение миграционного режима или другие правонарушения, ожидающим депортации, выехавшим за рубеж без медицинской страховки и попавшим в иностранные клиники, их медицинской эвакуации, а также, к сожалению, вывозе тел соотечественников, скончавшихся за рубежом. В таких случаях мы по оперативным каналам обращаемся в соответствующие российские загранучреждения и, с учетом полномочий, делегированным им действующим законодательством, правилами страны пребывания, выясняем обстоятельства происшедшего и оказываем возможное содействие. Как и в других профессиях, в нашей службе всегда есть место человеческого участия.

Выезжающим за рубеж настоятельно советуем знакомиться перед поездкой с рекомендациями МИД России, размещенными на сайтах ведомства и соответствующих российских посольств и генконсульств. Разработано специальное мобильное приложение «Зарубежный помощник» с полезными функциями экстренного звонка и сообщения, обратной связи.  

Мы также разъясняем гражданам порядок истребования личных документов, легализации российских документов для предъявления за рубежом и иностранных — для использования в России, подтверждения трудового стажа. Консультируем иностранцев по оформлению виз, условиям въезда в Россию и другим вопросам.

Еще один ресурс представительства — оказание информационно-консультационных услуг. Суть в том, что физические и юридические лица, желающие получить информацию о потенциальных иностранных контрагентах и ведении коммерческой деятельности за рубежом, могут обратиться к нам с соответствующим заявлением, которое будет отработано с подразделениями МИД России и его загранучреждениями. Услуга бесплатная, однако пока мало задействована. Пользуясь случаем, предлагаю потенциальным заявителям воспользоваться данной возможностью.

— Коллектив представительства — это статичный или меняющийся механизм? Кто из ваших коллег достиг высоких ступенек дипломатической лестницы?

— Работа на дипломатической службе предполагает ротацию, то есть обязательные выезды в загранкомандировки для работы в посольствах и генконсульствах (как правило, 3-4 года). В настоящее время за рубежом пребывают занимавшие в разное время должность руководителя А.Ц.Доржиев — генеральный консул в Дархане (Монголия) и В.М.Митыпов — консул генконсульства в Гуанчжоу (КНР). Другие сотрудники имеют опыт работы (часть еще продолжают) в Азербайджане, Казахстане и Монголии.  

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №14 от 28 марта 2018

Заголовок в газете: На азиатской широте

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру