Эксклюзив мирового уровня: ёхора нет ни в Костроме, ни в Пекине, ни даже в Улан-Баторе

За лучший национальный танец фольклорному коллективу из Тунки вручили автобус

Появление главы республики Алексея Цыденова на сцене «Ночи ёхора» произвело фурор. «Лучшему фольклорному коллективу-победителю достанется автобус», - сообщил он.

За лучший национальный танец фольклорному коллективу из Тунки вручили автобус
Ночь ёхора в Этнографическом музее. Улан-Удэ, июль 2018 г. Фото: Пресс-служба правительства РБ.

Публика ахнула, поскольку поначалу смысл сказанного не сразу дошел до неизбалованного сельчанина (13 фольклорных коллективов прибыли из разных уголков Бурятии и Агинского округа).

По итогам двух дней конкурсной программы автобус получил ансамбль «Саяны» из Тункинского района, в чем успели усмотреть лоббизм при подведении итогов со стороны Дандара Бадлуева, выходца из Тунки. «Но! Объективно их было больше, они были лучше, громче и «красивше», – заявили в голос члены жюри.

Что есть ёхор?

Ёхор — древний танец не только бурят, поскольку название «буряты» появилось относительно недавно — 350 лет назад. Корень «хор» созвучен и другим обрядовым танцам. Прибывшая в этот раз на «Ночь ёхора» гостья из Якутии Синильга тоже напевает мотивы, где звучат слова «ехорье».

Ёхор танцевали в основном западные буряты. Еще в 50-60-х годах он был в порядке вещей. В Иркутской области люди после работы в потемках разжигали костры и плясали до восхода солнца. В 60-е годы прошлого века в «горсаде» в Улан-Удэ до полуночи плясали именно ёхор. Он был невероятно популярен, и молодежь соревновалась в мастерстве не щадя каблуков. К середине 70-х ёхор внезапно исчез, возможно, по отмашке партийных функционеров.

Возродили его 11 лет назад в театре песни и танца «Байкал» и, к удивлению публики, ёхор незаметно внедрился в современную культуру. Теперь его танцуют по поводу и без вне зависимости от умений. Тем более, что движения незатейливы, а тексты, как правило, в круге кто-нибудь да обязательно знает. Кроме того, исследования открывают все более любопытные качества ёхора — танец способен спасти от хондрозов и неврозов, помочь в коммуникациях, да и просто вызывает невероятные эмоции. Поскольку человек все же существо социальное и в общении нет-нет да нужду испытывает. А тут самое то! Втискиваешься в круг, а дальше дело твоей фантазии, как попасть в ритм и поймать эмоцию.

Как это было

Этнографический музей оказался самым удачным местом не только под ёхорные пляски, но и просто для релакса. Много зелени, прохлада. Много семей с маленькими детьми, люди самого разного возраста, иностранцы. Есть чем занять себя и детей. С выбором и изобилием еды похуже, но поскольку это не гастрономический фестиваль, простительно. Хотя в событии все имеет значение.

В назначенное время 13 команд общим числом в 700 человек в национальной одежде прошествовали в торжественной церемонии открытия. Одновременно церемония стала дефиле бурятского традиционного костюма. И это производит впечатление. Ценностью же состязания стало то, что ёхоры разных районов, а значит разных бурятских родов в этот раз обрели «маркеры». Накануне Дандар Бадлуев лично провел мастер-классы и определил для каждого коллектива характерные движения, что должно сподвигнуть на более качественное развитие культуры движений ёхора. И это имеет значение. Если раньше было ощущение, что ёхор — полная самодеятельность движения и звуков, теперь так не кажется. На личном опыте пришлось убедиться, что баргузинский ёхор – для спортсменов-разрядников, а для кяхтинского нужно обладать гибкостью и сообразительностью. Но еще большее впечатление произвел новый ёхор. Для тех, кто очень хочет, но пока мало может. Движения простые, слова понятные, музыка улетная. Правда мастер-класс велся на гремучей смеси бурятского и русского. И с этим надо что-то делать.  

Эффект возвращения

«Ночь ёхора» как проект зажил своей жизнью в контексте этнопроектов театра «Байкал». В 2005 году появился «Дух проектов», который взорвал сознание и дал понимание верности выбранного пути. Затем «Ночь ёхора», «Легенды озера Байкал», «Эхо страны Баргуджин Тукум», которые не только и не столько культурные проекты. Это то, что возвращает лицо этноса, поскольку исторические и политические процессы в стране так исказили этнокультурный код, что отыскать его стоит серьезных усилий. Более того, как выясняется, именно этот процесс способен сослужить хорошую службу экономике Бурятии, делающей ставку на туризм. По логике власть должна быть кровно заинтересована в «дандарахбадлуевых», поскольку они у нас товар штучный.   

Так вот о «Ночи ёхора» как перспективном проекте и туристическом бренде пора уже не просто рассуждать. Его нужно принять, полюбить, серьезно вложиться и носиться как с писаной торбой по всем туристическим выставкам. «Ночь ёхора» — эксклюзив мирового уровня. Как бразильский карнавал. Потому, что ёхора нет ни в Костроме, ни в Пекине, ни даже в Улан-Баторе.

Единственное, что внушает оптимизм — собственно глава Алексей Цыденов, который способен на быстрые решения. Осталось, по его собственному выражению, «вкрутить» скорость своему правительству.   

Алексей Цыденов. Фото: Пресс-служба правительства РБ.

А в рамках проекта прошел еще один конкурс, в котором дети собирали аутентичный песенный материал у бабушек-дедушек. Пока еще можно что-то успеть. Так как на пороге бабушки, у которых в моде были песни про «Ксюшу в юбочке из плюша».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №30 от 18 июля 2018

Заголовок в газете: Ночь ёхора

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру