Наше нашествие: в Бурятии прошел десятый «Голос кочевников»

Масштабный красочный музыкальный экшн собрал в Ацагате музыкантов с разных стран

Примерно 700 лет назад здесь звучали голоса настоящих кочевников, которые презирали границы и не боялись расстояний.

Масштабный красочный музыкальный экшн собрал в Ацагате музыкантов с разных стран
Фото: Алексей Сватов.

В 2018 году здесь в десятый раз собрались кочевники по духу, привыкшие, чтобы их голоса звучали в полную силу.

«Если б Джим Мориссон был жив, сегодня он был бы здесь!».

Именно такой фразой охарактеризовал происходящее гость мероприятия из северной столицы. Артем — завсегдатай рок-событий, он «колбасился» на первых «Нашествиях», тусил с металлистами на Wacken Open Air в германском Вакене, отрывался в Англии на Reading and Leeds Festival и много еще где.

«То, что здесь происходит, это нечто особенное! Я много видел, но тут отъезжаешь чуть от города, и ты уже в другом мире, здесь есть только музыка и свобода. Может, где-то организация лучше, на то и Европа, но, поверь, такой атмосферы, такой природы я почти нигде не встречал! Я реально чувствую себя кочевником здесь. Если б Джим Моррисон был жив, то он сегодня был бы здесь».

И если нашего соотечественника можно заподозрить в предвзятости, то гость фестиваля Пэтер из Италии объективен и по-европейски прагматичен.

«Нигде нет пьяных! Это хорошо, все вокруг приветливы, хотя мне говорили, что в России все хмурые и злые. Организация супер! Есть карта лагеря, есть где перекусить и переночевать, ведь отдых нужен и кочевникам, верно?».

Активная фаза действа еще не началась, но атмосфера уже присутствует. Люди, собравшись возле большой сцены, идут к малой — первые голоса кочевников зазвучат оттуда. Все в предвкушении начала действа, пьяных действительно нет, на территории фестиваля не продают крепкий алкоголь. С этим вообще строго, что, конечно, не вяжется с духом любого рока-события, однако отсутствие спиртного делает происходящее свободным по-настоящему, в том числе и от вредных привычек.

Между малой и большой сценой

На малой сцене фестиваль открыли музыканты популярной в Бурятии группы «Амальгама». Начал накрапывать дождь, но это никого не смущает — ни исполнителей, ни собравшихся, большинство из которых сидит на земле, расстелив покрывала. С большой сцены доносятся узнаваемые аккорды «Наутилуса», и хотя их выступление запланировано только на следующий день, настройка звука началась одновременно с открытием фестиваля.

Пока готовится большая сцена, на малую выходит коллектив, который впервые на подобном мероприятии. «Я очень волнуюсь, — обращается к зрителям фронтмэн группы из Улан-Удэ, — не могу описать как, поддержите, пожалуйста!». После бурной поддержки раздаются первые риффы, атмосфера начинает стремительно густеть и наполняться искренними эмоциями людей и ощущением праздника.

После их выступления и «разогрева» большинство, наконец, стремительно передвигается к большой сцене, где начинается официальное приветствие, которое, впрочем, собравшиеся почти не слушают — все хотят музыки и драйва. К слову, возле малой сцены осталось порядочное количество людей — там драйв уже присутствует.

Ацагатская долина наполняется звуком и светом — на сцене выступают группы из Бурятии. У них непростая задача — задать тон, быть первыми, а это всегда непросто. И со своей задачей они справились — к моменту выхода музыкантов из Малайзии, группы The Venopian Solitude, людей стало гораздо больше, зрители постепенно «оккупируют» склон холма возле сцены. Под стать царящей атмосфере работают и ведущие, их голоса разносятся далеко за пределами территории фестиваля.

Фото: Алексей Сватов.
Фото: Алексей Сватов.
Фото: Алексей Сватов.

«The Venopian Solitude, встречаем!» — и толпа людей замолкает, настороженно глядя на сцену. Невысокая девушка в хиджабе начинает петь. Постепенно ее умиротворяющий голос обретает силу, и кажется невероятным, что человеческий голос в принципе способен на подобное, он становится мощным, захватывая энергетикой и унося к вершинам эстетического наслаждения.

«Почему ты приехала сюда, на этот музыкальный ивент?» — спрашиваю на английском лидера этой необычной музыкальной команды после выступления.

«Нас пригласили организаторы и мы согласились. Отсюда, из Бурятии, вообще начнется наше путешествие по России, мы давно хотели здесь побывать», — она еще не может отойти от выступления, тяжело дышит и продолжает излучать ту энергетику, которая еще недавно плескалась со сцены. «Вы кочевник в душе?» — спрашиваю. «Да, — отвечает, — скорее всего, и этот дух, который царит здесь, я не забуду».

После такого выступления тем, кто выйдут следующими, не просто соответствовать заявленному уровню атмосферы. Группа «Алаш» из Тувы более чем справилась, горловое пение придало «Голосу кочевников» буквальный смысл.

Эта музыка будет вечной

Второй день начинается бодро — с группы «Урагша», их выступление завершается спонтанным ехором. К солнечному танцу под дождем присоединятся практически все присутствующие возле большой сцены. После этого музыкальную эстафету подхватывает Катя Килижекова из Хакасии. После нее — позитивные «Happy Juzz» из Иркутска. Они наполняют долину радостным настроением.

Возле малой сцены своя устоявшаяся тусовка. «Мы за два дня стали тут как родные все, не то что там», — шутит ведущий. Группы, не попавшие на большую сцену, зажигают не хуже и не менее громко. Многие знакомятся и уже выглядят так, словно приехали сюда вместе. Вот несколько человек из Ирландии вовсю общаются с местными жителями — языкового барьера для них не существует.

После долгого выступления государственного ансамбля моринхуристов Монголии, под которое отжигали, несмотря на некоторую академичность, ведущий объявляет следующего исполнителя. Места на территории становится меньше, очереди становятся длиннее, и это значит только одно — на сцене вскоре должен появиться хедлайнер «Голоса кочевников-2018» Вячеслав Бутусов.

Почти стемнело, задержка в графике выступлений уже почти час, усилился дождь, но все продолжают ждать. Встать возле сцены почти некуда, холм возле сцены светится — люди включили фонари на телефонах. И наконец ведущий объявляет.

Строчку «Эта музыка будет вечной, если я заменю батарейки» все встречают оглушительным криком восторга — началось то, ради чего многие приехали в Ацагат. Чтобы живьем послушать человека, который писал саундтреки к целой эпохе нашей страны. Вячеслав Бутусов выглядит как настоящий рок-идол — с гитарой, под дождем, освещенный софитами, он продолжает выступление песней «На берегу очень тихой реки». «Я посвящаю ее Улан- Удэ», — сказал он перед началом, тем самым вызвав еще больший восторг у фанатов.

После Вячеслава Бутусова почти половина людей разошлась, но фестиваль продолжился. Осмелиться выйти после такого непросто, но группа из Костромы «Ocean Jet» вышла и зажигала так, что многие назвали их неофициальными хедлайнерами фестиваля. «Отпустили» со сцены их уже глубокой ночью.

Многие шутят, что «Голос кочевников» в этом году был, по сути, редкой возможностью сходить на концерт Бутусова за тысячу рублей. Так могут сказать люди, которых не было на фестивале или которые пришли только на хедлайнера. «Голос кочевников» собрал большое количество людей разных возрастов, национальностей, социального положения и всего остального. Словом, абсолютно разных людей, которые на протяжении двух суток были едиными в своем желании услышать и почувствовать.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №31 от 25 июля 2018

Заголовок в газете: Наше нашествие

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру