Бурят-монгольский павильон на ВДНХ создавал один из авторов мавзолея Ленина

Дальневосточная Бурятия: возвращение на круги своя

В Москве прошли Дни Дальнего Востока, в которых принимала участие и Бурятия — как новый регион в составе Дальневосточного федерального округа, но вовсе не впервые, как писала пресса.

Дальневосточная Бурятия: возвращение на круги своя
Фото: пресс-служба правительства РБ.

Бурятия действительно не впервые представляет свои достижения в Белокаменной вместе с другими регионами Дальнего Востока. Как только наша республика вошла в состав Дальневосточного федерального округа, многие вспомнили Дальневосточную республику, столицей которой Верхнеудинск успел даже побыть некоторое время. Но почти никто не вспомнил, что Забайкальская область, куда входила и большая часть современной Бурятии с 1884-го по 1906 годы, находилась в составе Приамурского генерал-губернаторства, которая, за исключением Якутии, фактически соответствовала нынешнему федеральному округу. И именно в этом качестве Забайкальская область демонстрировала свои достижения на самой знаменитой дореволюционной Всероссийской выставке (Нижегородской) в 1896 году. Представлял Дальний Восток на выставке забайкальский агроном Н.А.Крюков, поэтому и экспонаты из Бурятии нашли свое место в специально построенном Приамурском павильоне.

Но, конечно же, самой знаменитой выставкой нашей страны была ВДНХ. И, что примечательно, и здесь достижения уже Бурят-Монгольской республики были представлены именно в павильоне «Дальний Восток», причем зал Бурятии был самым большим по площади.

Впрочем, первоначально павильон носил длинное неудобочитаемое название «Восточно-Сибирский и Дальневосточный края, Бурят-Монгольская и Якутская республики» и имел иной вид.

Известный архитектор Иосиф Аронович Француз, один из создателей мавзолея Ленина, построил его в восточном стиле. Увы, именно это стало поводом для критики. «Не павильон, а буддийский храм», — так писала «Крестьянская газета. Всесоюзная сельскохозяйственная выставка» в августе 1936 года.

К 1939 году павильон срочно перестроили архитекторы А.Ф.Жуков и С.Б.Знаменский, уничтожив все наметки на буддизм, а самого И.А.Француза направили на создание павильона «Главликерводка». Тут уж точно не до буддизма. Однако и после перестройки намек на буддийский храм все же прослеживался, хотя павильон и приобрел вид крепости, оплота страны на востоке. Зал Бурят-Монголии представлял полный набор достижений республики, тем более достижения действительно были, и немалые.

Не обошлось и без национального колорита, посетители могли познакомиться с настоящей войлочной юртой колхозника-стахановца Тогочи Данзанова. Примечательным экспонатом был «светящийся электрифицированный аквариум», в котором плавали осетры, омули, хариусы и другие рыбы. Украшением зала был плафон художника А.А.Дейнеки «Переход лыжниц-буряток от Улан-Удэ до Москвы».

Памятник Сталину. ВДНХ (1938 г.). Фото: flickr.com

Александр Александрович так рассказывал о своей работе над росписью: «...Форма плафона — длинный прямоугольник. Тема — «Переход лыжниц-буряток от Улан-Удэ до Москвы». Вначале тема мне показалась легкой для исполнения в плафоне, но потребовалось множество неудачных проб, пока все не расставилось по местам. Я разбил длинную левкашенную планшету, на которой писал плафон, на два круга и эллипс, составляющий центральную часть плафона. У меня легко разместились в одном кругу беспредельные просторы Бурятской республики и в другом — элементы московского пейзажа.

В эллипсе я показал бегущих лыжниц, передние из них видят башни Кремля. Скучная «кишка» плафона пропала благодаря обтекаемым, полузамкнутым делениям, а изобразительный смысл плафона еще более увеличил его расстояние от края до края. Деление разрушило скуку длинного прямоугольника, а динамика лыжниц и фоновые планы помогли создать ощущение огромного пространства...». Современники высоко оценили работу художника. В журнале «Искусство» за 1940 год можно прочесть такой отзыв: «Как нова и выразительна сама по себе композиционная мысль плафона... Дейнека чувствует и видит воздух, небо, вышину иначе, по-новому... Прекрасная работа и по идее, и по выполнению, и по действительной остроте ракурсов движения». Понравился он и участницам лыжного похода. Одна из них, Софья Тыхеева, вспоминала: «Через несколько лет мне довелось вновь побывать в Москве, посетить сельскохозяйственную выставку. И я смогла убедиться, что наш пешелыжный переход был запечатлен весьма красочно».

Другой работой, выполненной Дейнеком для зала Бурят-Монголии, было панно «Прием Бурят-Монгольской делегации членами ЦК ВКП/б/ и Советского правительства 27 января 1936 года». При реконструкции, которая закончилась в 1954 году, панно исчезло, а великолепный плафон остался, сохраняли его и при последующих переменах. С 1959-го по 1963 годы павильон «Дальний Восток» стал «Советской книгой», который пару лет был «Советской печатью», пока с 1966 года не стал «Советской культурой», в качестве которого и сгорел дотла в 1977 году.

К счастью, в Курской картинной галерее сохранился эскиз плафона Дейнеки. Возможно, в той или иной форме имеет смысл восстановить эту замечательную роспись в одном из проектируемых спортивных сооружений Бурятии.

Так спустя 122 года Бурятия вновь представляется как часть Дальнего Востока. Можно сказать, произошло «возвращение на круги своя».

Цитата

Алексей Цыденов, глава Бурятии (Фейсбук): «В Москве проходят Дни Дальнего Востока. Бурятия впервые как субъект, вошедший в Дальневосточный федеральный округ, презентовала свою культуру, кухню, творчество и сувенирную продукцию.

Выступления наших артистов были самые лучшие. У меня, конечно, предвзятое отношение, но количество зрителей, собирающихся на выступления наших, всегда было больше, чем у других.

Буузы уходили «на ура». Не успевали подвозить новые партии. Всем участникам большое спасибо! Достойно представили Бурятию! Поют и танцуют наши лучше всех!».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №51 от 12 декабря 2018

Заголовок в газете: Дальневосточная Бурятия: возвращение на круги своя

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру