В Бурятии объединения кинодеятелей и писателей множатся как грибы

Союз такой, союз сякой

«2019 год начнется со скандалов в бурятском кино», — сказал мне в конце декабря Артем Бурлов, председатель союза кинематографистов Бурятии.

Союз такой, союз сякой
Николай Емонаков и Баир Дышенов.

Мы сидели в кофейне на Ленина, мирно попивали чай и беседовали про будни местных последователей братьев Люмьер. «Какой скандал, где скандал?» — встрепенулась я. Скандалы, интриги, дальше вы знаете — это же самое вкусное и самое сладкое, что может быть в журналистике. Но Артем оказался немногословным. «Я просто так чувствую», — ответил он.

Интуиция у Бурлова сработала на сто процентов. В прошлый четверг бурятский минкульт огорошил всех новостью о создании еще одного союза кинематографистов. Новичок именуется «представительством союза кинематографистов РФ». Его председателем назначен режиссер Баир Дышенов.

Зачем Бурятии два объединения, которые занимаются одним и тем же? Тут не Голливуд, блокбастеры не выпускаются каждый месяц, да и вменяемых режиссеров-операторов можно по пальцам пересчитать. Злые языки уже предположили, что министерству культуры Бурятии надоело бодаться с несговорчивым Бурловым, который бесконечно жалуется в суды и антимонопольный комитет. И чиновники хотят работать с более лояльными людьми.

В минувший понедельник новое представительство собрало свою первую пресс-конференцию. Были Баир Дышенов, зам. министра культуры Бурятии Николай Емонаков и целая плеяда представителей бурятского кинематографа. Бурлов, естественно, не присутствовал.

Час разговоров — и понятно, что уже все решено. Минкульт обещает новой организации всяческую поддержку. Хочет участвовать в питчингах, готов помогать с оформлением грантов, прилюдно заказывает у Дышенова мультики на бурятском. Когда журналисты спрашивают о том, что будет с союзом кинематографистов Бурятии, сначала говорит Дышенов.

— Любой из нас может зарегистрировать общественную организацию. Ничего страшного, что сейчас два объединения. Думаю, мы найдем общий язык. И даже можем объединиться, если будут совместные проекты.

Николай Емонаков добавляет:

— Сейчас в Бурятии 1450 общественных организаций, и 39 из них работают в сфере культуры. Мы готовы взаимодействовать со всеми — в рамках правового поля.

Сейчас в союзе кинематографистов Бурятии — 39 человек и 12 кинокомпаний. В представительстве российского союза кинематографистов — пока один человек, его глава Баир Дышенов. Посмотрим, каков будет расклад дальше. Так-то опыт размножения у творческих объединений Бурятии есть. Живой и, к сожалению, не очень удачный пример — писатели. Существует основной союз писателей Бурятии, его возглавляет Матвей Чойбонов. А есть еще два, они появились в результате раскола. Во-первых, Байкальская писательская организация с Геннадием Башкуевым во главе. Во-вторых, литературный союз Бурятии БРО союза российских писателей. Тут всем рулит Баяр Жигмытов.

Пошел ли раскол на пользу писателям? Не могу ответить на этот вопрос утвердительно. Из трех организаций нормально мне удалось пообщаться только с Жигмытовым. Матвей Чойбонов лежит в больнице, он только что перенес операцию. Мои вопросы он переадресовал секретарю союза Надежде Гармаевой. Но Надежда Доржиевна категорически отказалась общаться с прессой, даже не ответив на вопросы о численности бурятских писателей. «Не буду вам ничего говорить, вы все неправильно напишете», — попрощалась она, едва я попыталась начать разговор. Геннадий Башкуев тоже отказался от рассказа о своей организации. «Вы лучше к другим союзам сходите — сказал он. — Они поразговорчивее. И дела у них получше идут».

Баяр Жигмытов, действительно, оказался самым общительным из писателей. Правда, в его литературном союзе всего 8 членов.

— За количеством мы не гонимся, — скромно сказал мне Баяр Тумурович при встрече.

Баяр Жигмытов с книгой, выпущенной членом Литературным Союзом Бурятии,
Артем Бурлов.
Пленэр бурятских художников. Из архива союза художников Бурятии.

Как живут творческие организации, единственные и неповторимые

Союз композиторов Бурятии

  • Председатель — Лариса Санжиева.
  • Количество членов союза — 15 человек (8 композиторов, 7 музыковедов).
  • Как стать членом союза — иметь композиторское образование, участвовать в конкурсах, давать концерты.
  • Место дислокации — комната в бурятском театре оперы и балета. 
  • Членские взносы — временно отсутствуют.

— Раньше нас вообще было 5. А в другом союзе писателей больше 100 человек. А толку?

Мы профессионалы, прошли проверку в Москве. Многие хотят вступить к нам. Но берем не всех. Люди приносят толстые книги своих стихотворений, а рифмовать не умеют. Начинают с ямба, а заканчивают хореем.  

За время существования трех писательских организаций они не то что не объединились, а, кажется, рассорились еще больше. А это не помогает главному — появлению новых творческих личностей и их крутых проектов. Слишком много сил уходит в скандалы и интриги. И в расследования — как без них? Кажется, кинематографистов Бурятии ожидает такая же история.

Быть композитором в Бурятии — сложно, но можно. Главная проблема в том, что тут нет своего филармонического оркестра. Поэтому композиторы пишут часто в стол, особо не надеясь, что их сочинения когда-то сыграют по всем правилам. Единственная отрада — юбилеи. Вот исполнилось в прошлом году 60 лет Пурбо Дамиранову. И прошло сразу два концерта — в колледже искусств им. Чайковского и в театре оперы и балета. «А до этого Дамиранов 10 лет не давал концерты, — сетует председатель союза Лариса Санжиева. — Что, теперь только на юбилеях выступать?».

Когда-то при Бурятской филармонии был свой оркестр, последний раз он выступал в 1995 году, на 1000-летие эпоса «Гэсэр». Потом все развалилось. Часть музыкантов уехала, часть перешла в театр оперы и балета. Но там все-таки играют привычных классических авторов — Чайковского и Моцарта. Куда деваться современным бурятским композиторам?

Николай Емонаков, зам. министра культуры, комментирует: «Отсутствие симфонического оркестра в Бурятии — это наша боль. Очень затратная история, но мы надеемся, что когда-нибудь оркестр появится. Зато в ближайшее время обязательно создадим ансамбль моринхууристов».

Союз художников Бурятии

  • Председатель — Евгений Болсобоев.
  • Количество членов союза — 84 человека.
  • Как стать членом союза — писать картины и участвовать в выставках, которые проводит союз художников РФ. 
  • Место дислокации — огромное здание на Куйбышева, 20, которое не ремонтировалось с 70-х годов прошлого века.
  • Членские взносы — 1000 рублей в год, 500 рублей для пенсионеров.

Евгений Болсобоев возглавляет союз художников три года и говорит о его деятельности так: «Мы, как гигантский «Титаник», идем по инерции ко дну». В прошлом году бурятское отделение союза художников отметило свое 85-летие. Оно одно из старейших в стране. Но лучшие времена тут были в 70-е. При союзе тогда работал художественный фонд, который снабжал художников постоянными заказами — на 1 мая, 7 ноября, Новый год…

— Это очень хорошо оплачивалось. Богаче художников тогда мало кто был, — рассказывает Болсобоев. — В перестройку все развалилось. Кто-то спился, кто-то уехал обратно к себе в район, кто-то устроился на обычную работу. Водителем, например. Сейчас художники пытаются продавать свои работы в частные галереи — и в российские, и в китайские. Вот, в принципе, и все.

— Была еще такая история, как закуп, — продолжает Болсобоев. — Это практиковалось несколько лет. Для нашего художественного музея у художников закупались картины, таким образом пополняли коллекцию современного искусства. Оплачивал все республиканский бюджет. Работы выбирались на конкурсной основе. Практика была при Наговицыне. Я выступал с докладом на новом Хурале. Но каков итог, пока не знаю.

Николай Емонаков добавляет: «Мы ежегодно тратим на закупы 1,5 миллиона рублей. И сегодня (разговор проходил в понедельник, 28 января. — Прим. авт.) глава республики подтвердил, что мы продолжим это делать».

Союз театральных деятелей Бурятии

  • Председатель — Дмитрий Панков.
  • Количество членов союза — 227 человек.
  • Как стать членом союза — не менее 5 лет отработать в театре.
  • Место дислокации — две комнаты в Русском драматическом театре им. Бестужева.
  • Членские взносы — 1000 рублей в год.

На фоне всех остальных союз театральных деятелей выглядит розовощеко и румяно. С председателем Дмитрием Панковым мы обсуждаем не только творческие акции и проекты, которых действительно много. Но и социальные гарантии, которые в союзе предоставляются. Можно ехать в любой российский пансионат или на любой курорт — и тебе компенсируют до 60 процентов расходов. Можно стать народным артистом России (это не так просто, правда), и в 70 лет тебя освободят от уплаты членских взносов и будут доплачивать 120 тысяч рублей в год (про доплату сработает, если человек не будет работать). Плюс к этому союз постоянно оказывает своим членам материальную помощь — на свадьбу, на похороны, на лечение. Небольшие, но нужные суммы. Пенсионеры, которых в организации 30 человек, тоже получают финансовую поддержку — на День театра, День пожилого человека и 9 мая.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №6 от 30 января 2019

Заголовок в газете: Союз такой, союз сякой

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру