В Улан-Удэ создан плейбек-театр, где разыгрывают зрительские истории

Актеры могут работать в тюрьмах и с пострадавшими в катастрофах

Начинается все как обычный тренинг по актерскому мастерству. «А теперь поздороваемся как сумоисты. А теперь как индейцы. А теперь как рэперы. А теперь скажем «врувл, вровл, вравл, врэвл, врывл, вривл».

Актеры могут работать в тюрьмах и с пострадавшими в катастрофах
Зрители на перформансах рассказывают свои истории и целиком включаются в действие. Фото: из архива плейбек-театра.

А теперь срастемся какой-то частью тела, будто сиамские близнецы, и походим из кабинета и обратно». А потом — обычный тренинг превращается в совсем другую историю. Открытую репетицию плейбек-театра.

Стремление показываем «Кукловодами»

— Мне вчера снился сон. Я лечу, вокруг много проводов, я хочу прорваться выше них, туда, где чистое небо, — рассказывает Эржена, миловидная женщина в черно-белом платье.  

Эржену внимательно слушают четыре актера, сидящие у стенки. Рядом с ней — Агата Родионова, психолог и один из создателей плейбек-театра в Улан-Удэ. Сейчас Агата выполняет еще функцию кондактора, она связывает рассказчика и актеров.

— И что ты чувствуешь? — спрашивает она.

— Я хочу вырваться, взлететь высоко, там, где нет проводов. Я стремлюсь туда, — отвечает Эржена.

Со стороны похоже на сеанс психотерапии, только публичный. Слушать откровения чужого человека немного не по себе, но интересно. Агата задает Эржене еще несколько уточняющих вопросов.

— Мне бы хотелось сыграть какую-то пластическую форму, — подает голос Надя Голикова-Разуваева, одна из актрис. — «Кукловоды», например.

Дальше Надя и еще одна актриса Янжима разыгрывают короткий пластический этюд на тему стремления. Именно про него говорила Эржена. Первая форма — Янжима говорит слово «стремление» из обычного стоячего положения, все расслаблено, нигде ничего не зажато. И стремление у нее выходит какое-то расслабленное, вялое. И не стремление вовсе. Вторая форма — Надя как кукловод ставит Янжиму в очень неудобную позицию: тело перекошено, голова наклонена. Стоять неудобно, не то что говорить.

— Теперь скажи «стремление» еще раз, — предлагает Агата.

— Стремление-е-е, — прорывается Янжима сквозь неудобство.

Звучит это совсем по-другому, чем в первый раз. Месседж понятен. Чтобы вылететь за провода в чистое небо, надо хорошо поработать над этим, стремиться к этому. Тогда все получится.

15 форм для тысячи историй

Плейбек-театр — одна из самых свеженьких театральных форм. Появился плейбек в 1975 году. По меркам древнегреческих театров он просто малыш. Если кратко, его суть в том, что зрители рассказывают истории, а актеры переводят рассказы в импровизацию на сцене. Потому и playback — мы играем твою историю и возвращаем ее тебе.

Придумали такой театр американцы Джонатан Фокс и Джо Салас. Уже тогда было понятно, что плейбек находится на границе между театром и психологией. Поэтому с самого начала актеры выступали не только перед обычными зрителями, но и в тюрьмах, больницах, школах, они работали с пожилыми людьми, с пострадавшими после катастроф и стихийных бедствий. Зрителям предлагали делиться историями вне зависимости от их социального положения, вероисповедания, пола, расы, ориентации и т.д. Оказалось, что у всех участников в плейбеке включаются сопереживание и сочувствие, между ними стираются границы, они становятся добрее и терпимей друг к другу.

Плейбек-театр быстро стал популярным и распространяться по всему миру. Сейчас такой формат существует в 60 странах. В Улан-Удэ он пришел чуть больше года назад. Все началось с того, что психолог Наталья Трофимова увидела статью о плейбеке. И предложила своей коллеге Агате Родионовой попробовать его применить.

Форма «Кукловоды». Именно из такой неудобной позиции Янжима должна прокричать слово «стремление».

— Сначала мы использовали какие-то элементы плейбек-театра на своих психологических тренингах, — вспоминает Агата. — И это работало. Классная штука. Через какое-то время стало понятно, что надо делать прямо театр. Собирать зрителей, актеров, учить и изобретать формы.

Формы — это структуры, по которым актеры разыгрывают сценки. Помните «Кукловодов», которые использовались после рассказа Эржены? Это одна из форм. Еще есть «Пианино», «Драма», «Картина», «Заморозка» и много-много других.

— В мире плейбека — огромное количество форм, и они продолжают рождаться и рождаться, — рассказывает Агата. — Каждый плейбек-театр придумывает свои. Мы на третьем перформансе тоже начали генерировать. Сейчас в нашем арсенале — около 15 форм.

— Неужели для того, чтобы проиграть бесконечное множество историй, снов, ситуаций, которые есть у людей, достаточно 15 форм? — поражаюсь я.

— Форма — это возможность остаться в рамках, — отвечает Агата. — В этом смысле не нужно пользоваться всеми тысячами, которые существуют. Мы недавно общались с московским плейбек-театром, который работает 20 лет. Они очень удивились, когда узнали о наших 15 формах. Они играют 3-4 формы, и этого достаточно.

Классно, что люди начали говорить

Цель плейбек-театра в Улан-Удэ — вывести отношения между людьми на новый уровень, научить их общаться между собой. Не так давно на перформансе была актриса и педагог Софья Гущина, которая сказала: «Как классно, что люди начали говорить!».

— Недавно я работала с группой родителей школьников из одного класса. Я спросила, что они чувствуют, какие внутри вопросы. Все как один ответили: «Да все у нас нормально!» — рассказывает Агата Родионова. — А я знаю, если этот же вопрос задать им по одному, мне будут рассказывать бесконечно о своих проблемах и чувствах. А тут — не хотят, боятся, закрываются.

Важно уметь делиться тем, что у тебя внутри — прилюдно. Важно внимательно слушать — и бережно отдавать. Именно этим занимаются актеры плейбек-театра и их зрители. У них получается.

Кто играет

Сейчас в коллективе театра — 5 человек. Два психолога Агата Родионова и Наталья Трофимова, два профессиональных актера Алдар Хишектуев (из театра «Ульгэр») и Надежда Голикова-Разуваева (из театра «Коломбина»), а также свободная актриса Саяна Раднаева.

Как посмотреть

С недавних пор театр выступает на площадке музея истории города. Перформансы проходят примерно раз в месяц. Последний раз актеры разыгрывали истории от зрителей 16 февраля. Иногда ребята проводят открытые репетиции, они случаются в гуманитарном институте на Сахьяновой. О новостях проекта можно узнать в группе «Международный театр реальных зрительских историй» ВКонтакте.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №9 от 20 февраля 2019

Заголовок в газете: Театр на грани психологии

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру