Кто и зачем демонизирует председателя союза кинематографистов Бурятии

Артем Бурлов: «Меня обвинили во всех смертных грехах»

Последнее время в бурятском кинематографе творятся настолько дивные дела, что ключевой их фигурант — молодой продюсер и председатель союза кинематографистов Бурятии Артем Бурлов — теперь сам похож на главного героя долгоиграющей «мыльной оперы».

Артем Бурлов: «Меня обвинили во всех смертных грехах»
Артем Бурлов.

Артема Бурлова, участвовавшего в создании таких фильмов, как «На Байкал», «Байкальские каникулы», обвиняют в СМИ и социальных сетях в недобросовестном предпринимательстве.

Мы решили понять, какова его версия событий, фигурантом которых он являлся.

— Прихожу к выводу, что негативная информация обо мне распространяется не без влияния известного московского продюсера Алексея Петрухина и моей коллеги из Бурятии Эльвиры Доржиевой при потворстве чиновников, ответственных за информационную политику в регионе. Вы знаете, что зимой 2016 года Эльвира Доржиева выступала модератором фестиваля бурятского кино, на который было выделено около 13 миллионов рублей. Она наладила контакт с Петрухиным, в результате летом 2018 года он приехал в Улан-Удэ и заявил, что в союзе бурятских кинематографистов произошел раскол и царят разброд и шатание. Так и началась «заварушка», в процессе которой меня обвинили почти во всех смертных грехах.

Мы выслушали рассказ Артема Бурлова и вот в результате что мы услышали в ответ.

В летнем лагере на Байкале несовершеннолетний Артем повздорил со сверстником, который передразнил его манеру танцевать, вызвал обидчика на разговор, избил палкой и попал по глазам, из-за чего юноша получил проблемы со зрением и инвалидность на всю жизнь. Бурлов был приговорен к 4,5 годам лишения свободы за хулиганство и причинение средней тяжести вреда здоровью, однако освобожден от наказания по амнистии.

— Это случилось в 1999 году. Мне было 16 лет. Вместе с друзьями приехали в Энхалук и пошли на дискотеку, где отдыхали тхэквондисты. Между их компанией из 16 человек и нашей из 3-х произошел конфликт из-за девушки. Вышли пообщаться на улицу, и там спортсмены с тренерами намотали полотенца на руки — приготовились к разборкам. Перешли на футбольное поле, утыканное штакетниками. Завязалась неравная драка. Я потерял контроль над собой, схватил кол, ударил кого-то по лицу. Его товарищи сразу бросились врассыпную. Мы подняли парня, отвели к озеру, смыли кровь. На тот момент он все видел. А через два месяца подал заявление на меня. В полиции сказали, мол, если не напишешь чистосердечное признание, отправишься в места не столь отдаленные. Адвокат советовал признать вину, чтобы попасть под амнистию. Так и получилось. Суд постановил оплатить лечение, что я и сделал. Если бы у пострадавшего был не ушиб глазного яблока, который пролечили в республиканской больнице, а потеря зрения, меня бы посадили надолго, несмотря на «указ о помиловании». Все эти факты приведены в материалах уголовного дела.

Режиссер из Иркутска Юрий Яшников был задействован в создании комедии «На Байкал-2. На абордаж!» вместе с компанией «Синема Плюс» и Артемом Бурловым. Но едва закончились съемки, нашлись спонсоры, прошла пиар-кампания и начались кассовые сборы, местные кинодеятели «кинули» иногороднего и даже не упомянули в качестве соавтора. Поскольку между сторонами заключен был не письменный, а устный договор, обманутый только и смог, что выложить ролик под названием «Кидалити-шоу» на канале видеохостинга YouTube.

— Раньше я играл в КВН в Улан-Удэ, а Яшников — в Иркутске. Когда мы снимали там кино, он занимался организационными моментами типа печати баннеров. Юрий выступил в таком амплуа для фильма «На Байкал», за что получил 120 тысяч рублей, а после был продюсером «На Байкал-2». И когда эта часть готовилась к выходу, потребовал вставить туда рекламу унтов. Оказывается, ранее какой-то бизнесмен выразил ему респект за крутой кинопродукт и вручил 300 тысяч рублей на пиар своего товара в картине. Но Юрий Яшников не известил об этом нас, взял деньги и после того как мы отказались рекламировать унты и не включили его в список создателей фильма, выставил себя жертвой. Кстати, сохранилось видео с конференции союза кинематографистов РБ от 16 марта 2018 года, где он заявляет, что если бы не наши проекты, он никогда не попал бы в кинематограф.   

Компания «Азия Филмс» в лице Артема Бурлова и Александра Цыренова привлекла режиссера-постановщика из столицы Приангарья Евгения Сергеева к работе над криминальной драмой «По совести». Однако не указала его в титрах как творческого лидера и не выплатила обещанный гонорар — 150 тыс. рублей и вынудила заплатить найденным артистам из собственного кармана.

— Сергеев и правда участвовал в этом проекте, отработал в качестве стажера и помощника режиссера первый период, что зарегистрировано в удостоверении национального фильма по просьбе того же Сергеева. А второй период не отработал — не устроил своим подходом. Евгений больше режиссер театра, нежели кино. И хотя я не был готов платить за «театральщину» на съемочной площадке, о чем предупреждал, он продолжал гнуть свою линию. И мы разошлись в разные стороны. А оказаться в титрах в качестве ассистента Евгений Сергеев вряд ли согласится.

Еще один режиссер из Иркутска Никита Добрынин предоставил оборудование в аренду для съемок семейной комедии «Байкальские каникулы-2» той же команде, задолжавшей ему 168 тысяч рублей за «лизинг».  Но судебные приставы не смогли взыскать необходимую сумму по исполнительному листу: «проштрафившиеся» не имели ни средств, ни имущества.

— Все же хочу заметить, что наша организация — субъект малого предпринимательства. У нее (как и перед ней) есть определенные обязательства за неисполненные договоры. Мы действительно брали фотоаппарат у того оператора, но фактически не использовали его. Добрынин заявил, что с ним не расплатились. Суд вынес приказ о взыскании задолженности, я написал заявление о решении спора в судебном порядке. Однако Никита не захотел дальнейших разбирательств, да и вряд ли теперь захочет, поскольку сейчас живет и работает даже не в другом городе, а уже в другой стране.

Компания «БурятКино» во главе с режиссером Баиром Дышеновым также дала коллегам технику и теперь добивается свои 800 тысяч рублей. 

— Занимались производством фильма «Стоп. Снято. И снова на Байкал-3», где снимались российские звезды — Бьянка, Сергей Сафронов и Сергей Писаренко. Каждый понимает, что для такого кино требовались не только высокие гонорары, но и качественная аппаратура, которой в Бурятии располагал единственный человек. Александр Цыренов и взял оборудование в аренду у Баира Дышенова. Мы запланировали покрыть задолженность доходами от проката своей картины и субсидией из регионального бюджета. Но по непонятным причинам ее выиграло ООО «Истоки» с фильмом «На берегу мечты». В 2016 году эта же организация получила 750 тыс. рублей на поддержку проката фильма «Сэржэм», точнее на возмещение затрат от его проката. Сегодня эту историю расследует ОБЭП. Но мы от долга не отказываемся и выплатим его обязательно.

Бурлов и Цыренов провинились не только перед соотечественниками, но и перед иностранцами. В 2017 году казахская киностудия «Satai Film» подала иск о взыскании порядка 5 млн тенге (примерно 900 тыс. рублей) с ООО «Азия Филмс». В 2018 году международный арбитражный суд удовлетворил требования. Однако к тому времени задолжавшая организация уже была исключена из единого государственного реестра юридических лиц.

— Казахи хотели показать фильм «Рэкетир-2» в России, но не являлись здесь резидентами. Мы предложили помощь при условии, что будем вычитать расходы на все нужды и т.д. из доходов с кинопроката. Те согласились. Мы позаботились о перелете и гостинице, оформили прокатное удостоверение, организовали показ в нескольких городах. В итоге «Азия Филмс» оказалась должна всего 70 тыс. рублей, а «Satai Film» была не согласна с этим. Вскоре наша прежняя компания разорилась, и впоследствии появилась нынешняя — «Азия Филмс». Так что кто кому должен — вопрос спорный.

Александр Цыренов вышел на иркутского преподавателя эстрадно-джазового вокала Наталью Храмову и попросил собрать команду для Байкальской школы кино. Организаторы искали лучших педагогов области, оговаривали зарплату для каждого из них, но выплатили лишь часть обещанного. Учителя так и не увидели оставшуюся долю, а ученики — комфортных условий размещения, хотя родители заплатили по 30 тыс. рублей за обучение.

— Наталья Храмова подписала договор, согласно которому безвозмездно предоставляет свою студию для занятий, а «Азия Филмс» оказывает ей информационную поддержку. Мы заплатили преподавателям за два месяца свыше 1 млн рублей, а они потребовали заплатить за третий вперед — дескать, вы уедете, мы останемся, кровные свои не «догоним». И когда услышали отказ, педагог пожаловалась в надзорные органы. Те разобрались и пояснили, что акты выполненных работ не подписаны, а на нет и суда нет. Тогда Наталья обратилась к «блатным», которые угнали у нас машину и удерживали у себя Цыренова. Пришлось разруливать ситуацию. Что касается школы кино, заключались соглашения об оказании информационно-консультационных услуг, а не каких-то иных. Претензии относительно транспорта и проживания предъявлять нерезонно.

Кинематографисты не отдали преподавателю актерского мастерства и сценической речи Ольге Эристави около 700 тыс. рублей за пять проектов, а когда та возмутилась, не поленились отправиться для беседы в соседний город и заставили отречься от своих слов под психологическим прессингом.

— В опубликованном недавно видеовыступлении Ольга Эристави говорит, что по трем проектам все обязательства перед ней выполнены, а по двум пока нет, но отмечает, что причины тому прояснены, да и понятны, ведь съемочный процесс — организационно сложный, финансово затратный и не всегда четко регулируемый. Чтобы преподаватель сказала это, мы не давили ни на нее, ни на кого-то иного и никуда не ездили. Да и какое воздействие требуется, чтобы человек открестился от сказанного прежде?

Артем Бурлов захотел помочь со сбором средств для больного ребенка давнего приятеля — жителя поселка Восточный Павла Тынтуева. И реально насобирал определенную сумму, но очень уж долго перечислял ее. Средства дошли до адресата спустя полгода.

— Паша обратился ко мне осенью прошлого года и рассказал о своей проблеме. В ноябре 2018 года мы показали фильмы в школах №№22, 27, 36 и 45 и собрали 19 тыс. 800 рублей, в январе 2019-го заключили договор о переводе пожертвования в благотворительных целях, а в марте провели платеж. Просто на все действия нужно было время. Я бы не посмел спекулировать на болезни ребенка, хоть отдельные люди и могли подумать так.

В антимонопольной службе рассматривалась законность предоставления пресловутой субсидии, и генеральный директор компании «Азия Филмс» грубо разговаривал с юристом ООО «Истоки», бросал угрожающие фразы в духе «По вечерам аккуратнее ходите», неадекватно вел себя на самих слушаниях, да и вообще «застрял» в девяностых — живет по понятиям тех лет и чуть что обращается к своему брату — криминальному авторитету.

— В здании УФАС я сказал девушке не «По вечерам аккуратнее ходите», а «Пожалуйста, проходите». Вот что значит «испорченный телефон». Кстати, все разговоры там записывались на диктофон. При чем здесь мой брат — и вовсе непонятно. Люди требуют долги, а я говорю: «У меня нет, все вопросы — к такому-то!» и отправляю к нему? Это даже звучит смешно. И удивительно, что все, кто получили деньги вовремя, не сказали об этом и не поддержали нас. Больше мы не намерены ничего комментировать прессе и собираемся работать только по поручениям главы Бурятии.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №17 от 17 апреля 2019

Заголовок в газете: Черно-белое кино

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру