С апреля этого года пьесу вернули на сцену. На минувших выходных состоялась долгожданная премьера. За два дня прошло три показа, где побывали и известные люди, включая супругу главы Бурятии Ирину Цыденову. «МК» в Бурятии» тоже не мог пропустить столь важное культурное событие нынешнего сезона.
Сколько лет режиссеру, который «оживил» великое произведение, почему он выбрасывал сценарий в ведро и как новаторский формат синтезировался с русской классикой — в нашем материале.
В креативе «бестужевцам» не откажешь точно. Пригласительные на спектакль оформили как всегда оригинально — картонные кулечки с вяленой вишней внутри. «Жаль, что нет спектакля «Свиные ребрышки барбекю» или там «Утка глазированная в соусе хойсин с восточным салатом и паровыми булочками», — с юмором заметила коллега.
Но нетривиальным приглашением сюрпризы не ограничились. Главный из них кроется в самом жанре постановки, охарактеризованном как «балаган в 2-х действиях». Настоящие актеры изображают бродячих артистов, а те, в свою очередь, играют «Вишневый сад». И эта матрешечно-ярмарочная форма дает ту невероятную свободу, которая особенно важна для молодого творца. 29-летний режиссер Павел Данилов из Москвы уже участвовал в творческом проекте «Территория РОСТа. Год третий» в Улан-Удэ, работал над спектаклем-вербатимом «Молодость» и вот показал себя в более чем серьезной ипостаси.
— Я сотрудничал с испанскими, венгерскими, а также российскими студентами школы-студии МХАТ — эдакой сборной солянкой — и именно тогда протестировал площадной театр, а сейчас представил полноценную постановку, — рассказывает молодой человек. — Выбранный жанр — своеобразный способ привлечь внимание, не быть серьезным и при этом говорить правду, как делали шуты в средневековье. Ведь актерство, как говаривал Олег Табаков, веселенькое дело!
Какой же балаган без передвижного фургона? Огромный и красочный вагон стоит на сцене с самого начала до самого конца и вмещает в себя все действо. Что бы ни происходило вокруг, он приедет и уедет неизменно, забрав людей, оставаясь выше земных страстей. Ну а какое же представление без ведущего? Студент Петя Трофимов (актер Аюр Доржиев) представляет остальных персонажей пьесы зарифмованным текстом, который написал актер Александр Кузнецов (конторщик Епиходов). Неожиданный подход продиктован не столько творческими изысканиями, сколько непредвиденными обстоятельствами.
— Изначально во вступлении Лопахин читал монолог Гамлета, — поясняет Данилов. — А буквально за три недели до премьеры я открыл «Афишу Daily» и увидел, что в Московском музыкальном театре ставится «Вишневый сад», где параллельное действие разворачивается с произведением Шекспира, и просто выкинул текст в урну. За рекордно короткие сроки Саша облек мои мысли в стихотворную форму с шекспировским слогом.
Если бы в тот день режиссер не забрел на федеральное интернет-издание с анонсами культурных событий, то (как знать) зритель увидел бы совсем не такой спектакль. Нет-нет, содержание было бы прежним. История помещицы и ее семьи, чье имение выставляется на аукцион за долги, хотя могло бы быть отдано в аренду под дачи и спасено, знакома каждому из нас со школьной скамьи. Но восприятие и исполнение были бы иными. Звучали бы в классической постановке современные песни — «Деньги» Земфиры и «Люби меня, люби» «Отпетых мошенников», присутствовали бы несколько откровенные сцены, символизирующие зависимость одних героев от других? Неизвестно. Но получилось то, что получилось и, судя по отзывам публики, хорошо.
По словам же создателя, было сложно — воссоздать общую картину из множества деталей, собраться с мыслями и поставить спектакль... Наверняка оказалось непросто и немного отступить от сюжета, например, оставить лакея Фирса в живых. Кстати, на выбор темы повлияла проблема вырубки леса в Бурятии и продажи его Китаю. «Лес — и есть вишневый сад. Виноваты не те, кто пилят его, а те, кто знают об этом и не делают ничего», — говорит Павел. Эта постановка синтезировала не только разные сферы — театральную и лесную, но и разные стили и жанры — кино, вокал, перформанс, пластику и хореографию. А еще позволила иначе взглянуть на вечную пьесу и заново взглянуть на ее автора — не как на бронзовый памятник литературы, а как на живого человека, резавшего воздух словами, словно скальпелем.
— Мы читали и разбирали сценарий с 29 января, а особенно усиленно работали последнюю неделю, — рассказывает заслуженная артистка РБ Светлана Полянская (Раневская). — Старый спектакль был воздушным, новый оказался гротескным, диктующим иной способ существования на сцене. В отличие от первого, во втором нельзя увидеть классического Чехова в чистом виде. И если спросят: «Что вы сделали с ним?», ответим: «Просто сыграли по-другому». Ведь Чехова и впрямь играть можно по-разному, а не только в полутонах, к которым все привыкли. Тем более вопросы, которые подняты в произведении, сохранены и в постановке, а Раневская и Лопахин, стоящие перед выбором — принципы или выгода, — есть во всех нас.
— Ставили спектакль 2,5 месяца, снимали с пьесы пласт за пластом и вышли на финишную прямую за две недели до премьеры, — говорит актер Артур Шувалов (лакей Яша). — Жанр балагана дал раскрыть проблематику острее, живее, естественнее. Мне понравилось играть полуотрицательного персонажа, эдакого приспособленца, который не упустит своего — недаром он зовется «тварью» среди остальных. Свежие эмоции и опыт.
Положительные впечатления — не только у молодого, но и старшего поколения актеров. Народный артист Бурятии Олег Петелин — Лопахин в прежнем «Вишневом саде» и Гаев — в нынешнем отмечает: та постановка — традиционная, эта — динамичная, с оригинальной трактовкой. «Думаю, молодежь будет смотреть ее и точно не будет скучать. Накал страстей гораздо мощнее, а чеховские темы — сад и любовь — неизменны. Взаимоотношения героев поставлены на пик. Когда приходит время, надо принять мир таким, какой он есть, а не жить в выдуманном — вот что я взял для своего персонажа».
«Мы затрагиваем и взрослую аудиторию и обращаемся к юной, может быть, недостаточно знакомой с Чеховым, — подчеркивает заслуженная артистка Бурятии Софья Гущина. — Обращаемся, чтобы быть услышанными. Режиссер несет темы Антона Павловича — семьи, любви, одиночества, умения слышать друг друга и брать ответственность. Моя героиня отчаянно цепляется за семью, которой у нее не было, всеми силами старается быть нужной и не одинокой. И с этим ощущением в спектакле она не одна».