«Почти кино в семи главах» от Русского драмтеатра накрыло жителей Улан-Удэ с головой

«Почти кино в семи главах» от Русского драмтеатра накрыло жителей Улан-Удэ с головой

В Русском драматическом театре имени Бестужева состоялась первая премьера этого сезона. На суд публики был представлен новый спектакль «Наводнение» Сергея Левицкого на основе одноименного рассказа Евгения Замятина.

«Почти кино в семи главах» от Русского драмтеатра накрыло жителей Улан-Удэ с головой
Фрагмент из спектакля «Наводнение». Фото: Александра Данилова.

Многие из тех, кто смотрели постановку, ожидали эпатажа и гротеска, привычного для улан-удэнского храма Мельпомены последние годы. А получили практически классику, буквально выворачивающую душу наизнанку своей злободневностью. В интимной истории, развернувшейся перед глазами, некоторые узнали самих себя и, возможно, нашли ответы на вопросы, главный из которых: «Где же грань между самоотверженностью и саморазрушением?».

Осторожно — спойлеры!

Театр традиционно начался с вешалки, а вот сюрпризы – непосредственно с зала, который расположился прямо на сцене. Такой подход обусловлен заявленным жанром. Вдохновившись арт-хаус-фильмами, создатель задумал спектакль «почти кино в семи главах». И захотел максимально достигнуть «киношного» эффекта, чтобы зрители могли отчетливо видеть малейшие изменения в настроении героев, сближаться с ними физически и душевно, воображать и домысливать мизансцены в своей голове.

И, надо признать, ему удалось. Во-первых, за счет декораций, придуманных самим Левицким и воссозданных вместе с командой. Уютная квартира с беспрестанно открывающимися и закрывающимися дверьми создает эффект присутствия и подглядывания за ее жильцами — семейной парой. Во-вторых, благодаря сюжету, основанному на известном произведении русского классика, но дополненному новыми персонажами, линиями и, безусловно, смыслами от улан-удэнского режиссера. Инсценировка превзошла оригинал по объему аж в три раза.

Тринадцать лет Софья и Трофим живут в браке, но до сих пор не имеют ребенка. И этот печальный факт омрачает их счастливое существование в маленьком мирке, состоящем из бесед и ужинов, быта и страсти. Болезненный нарыв вскрывает свекровь, которая приезжает в гости. Неосмотрительно брошенная фраза о невестке («У нее яма в животе!») выступает своеобразным катализатором супружеских отношений — и далеко не в лучшую сторону. С того момента муж постоянно раздражается, а жена совершенно отчаивается. И, в конце концов, предлагает взять на воспитание девочку-подростка — 13-летнюю Ганьку, оставшуюся сиротой, а он соглашается.

Постепенно внутри дружного семейства разыгрывается настоящая драма в духе набоковской «Лолиты». Повзрослевшая девушка и мужчина завязывают далеко не платонические отношения, за которыми наблюдает несчастная женщина. Она знает, что происходит за стенкой ночами, заламывает руки, рыдает в подушку, но хранит молчание — во имя семьи ли, любви ли, привычки ли — пожалуй, не знает и сама. Так проходит несколько месяцев, если не лет — временные промежутки здесь определить сложно. И вдруг происходит наводнение — эдакое очищение от скверны и затишье перед бурей. Трофим не бегает к Ганьке, а ночует возле Софьи и словно не принадлежит ни одной, ни другой, покуда стихийное бедствие у них пережидают соседи-беженцы — Йованка и Драган.

Но едва отступает «большая вода» и возвращается кошмарная реальность, события принимают дурной оборот. Обезумевшая супруга убивает соперницу топором, которым та колола дрова для камина, и прячет труп под забором, супруг же списывает ее исчезновение на побег. А через некоторое время наступает долгожданная беременность, и на свет появляется малышка. Перерождение? Остается лишь гадать. Но хэппи-энда точно не приходится ждать.

Несмотря на то, что действо требует внимания и вникания, однако два с лишним часа пролетают на едином дыхании. Чего стоят только спецэффекты — внезапно распахнувшееся окно, то тут, то там появляющийся призрак, падающие люстры, картины и штукатурка! Будто и впрямь смотришь психологический триллер с элементами хоррора. Камерность и напряженность, световое оформление и музыкальное сопровождение вводят в легкий гипноз и создают удивительную атмосферу.

Ганька (Елизавета Михайлова). Фото: Александра Данилова.
Фото: Александра Данилова.
Фото: Александра Данилова.

При этом театральность уступает место жизненности, а условное существование актера на сцене заменяется реальным — для более острого сопереживания действующим лицам, более глубокого врастания в их судьбы. Ведь семейная драма здесь переплетается с темами насилия и войны — маленькой внутренней как предтечи внешней большой, а также темой ответственности за мир — в своей душе и на всей планете. Катастрофа в личной жизни на фоне природного катаклизма и боевых действий становится катастрофой всего человечества.

И хотя отсутствуют указания на конкретную эпоху и отсылки к определенному периоду, легко проводятся параллели и с прошлым, и с настоящим, а, главное, с потаенным, сокровенным. Как женщина способна любить и терпеть? Когда она готова преступить запретную черту? И насколько должна уважать себя, чтобы не бороться за иллюзорное счастье, а развернуться на 180 градусов и тем самым спастись? Универсальное решение проблемы «Наводнение», возможно, и не подскажет, но пищу для размышлений однозначно предложит.

Работа над ролями и погружение в образы оказалось серьезным испытанием для артистов. По собственному признанию, в ходе репетиций они выходили то поплакать, то покурить, то успокоиться. Актриса Лиана Щетилина (Софья) подчеркивает: ее героиня — умная, красивая и интеллигентная женщина, масштабная личность не умеет ценить себя, позволяет втаптывать в грязь и умудряется упасть на дно. И мало кто застрахован от такого риска.

— Многие женщины испытали подобные чувства, были обмануты, брошены, обижены, и я — в том числе. Сыграть то, через что прошла сама, не так сложно, тяжело вспомнить пережитые эмоции и передать их. Когда впервые прочитала сценарий, подумала, будто посмотрела ток-шоу. Иногда нужно просто встать и уйти, а не доводить ситуацию до предела. Ведь война всегда зарождается внутри и затем вырывается наружу. И если ты поборешь гнев, боль, страх и злость, то победишь самого себя.

Народный артист Республики Бурятия Олег Петелин (Трофим) отмечает: весь спектакль — история о том, что люди хотят любить и быть любимыми, порой — любыми способами. Не исключение — и его герой, чьи чувства к юной девушке — и оправдание нечестного отношения к своей супруге, и спасение от столь страшного явления, как война.

— Когда мы начали репетировать, Сергей Александрович попросил не мыслить категориями «черное-белое» и не делить поступки на плохие и хорошие, а принимать их как данность. Поэтому я адекватно воспринимаю своего персонажа и не считаю подлецом. Он понимает всю несуразность положения, даже испытывает чувство стыда, однако отстаивает право на любовь, сбыться которой, увы, не суждено.

(Возрастной ценз 18+).

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №48 от 20 ноября 2019

Заголовок в газете: «Наводнение» сознания

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру