Актриса театра Русской драмы в Улан-Удэ встретила юбилей без зрителей

Нина Туманова: «Хорошо, что есть репетиции, без них артист теряет форму»

28 ноября народная артистка России, лидер культуры-2017, дважды лауреат Государственной премии Бурятии Нина Туманова отметила юбилей.

Нина Туманова: «Хорошо, что есть репетиции, без них артист теряет форму»
Нина Туманова. Фото: Александра Данилова.

За плечами 52 года в профессии, из которых 43 отдано Русскому драмтеатру имени Бестужева, около 100 ярких ролей, награды, премии. Кто-то в ее возрасте и статусе уходит на заслуженный отдых, кто-то посвящает себя семье и быту, кто-то пожинает плоды признания. А Нина Туманова, как и прежде, горит работой и отдает себя искусству без остатка.

Она родилась в поселке Тальменка на Алтае. Театр полюбила с самого детства, когда маленькой девочкой, прислонив ухо к радиоприемнику, слушала спектакли. Какие картины рождали в голове голоса известных артистов? О каких ролях и творческой судьбе мечтала школьница, никогда не видевшая театра?

— Не было уверенности, что я стану актрисой. Казалось, актриса — недостижимая высота, а я живу в небольшом поселке, небогато, у меня нет красивой одежды. Но было горение, была мечта.

Конечно, в ее жизни было кино. Пятиклассницей она попала на фильм «Идиот» с Юрием Яковлевым — поход в клуб был наградой за усердную прополку огорода. И она бежала дворами, перелезала через заборы, чтобы успеть. А потом, сидя на первом ряду, глотала слезы от соприкосновения с искусством.

Нина Туманова с супругом на праздновании 90-летия театра. Фото: Александра Данилова.

— Меня разрывало, хотелось рыдать. А ты не можешь, кругом люди, внутри огромный ком, он словно перерезает тебе горло. Я, ребенок, плакала молча. Это было первое потрясение от Достоевского, от игры актеров.

После окончания Ташкентского театрально-художественного института по специальности «Актриса театра и кино» Нина Туманова вместе с супругом — актером Сергеем Рыжовым — работала в разных театрах. Они переезжали из города в город — Новосибирск, Семипалатинск, Уссурийск, Рубцовск, Лысьва — в поисках своего дома.

— Конечно, куда-то ехали за большей зарплатой, тогда платили мало, где-то что-то не нравилось. Хотя и взаимоотношения были хорошие, и роли были большие. Но вот так искали себя. А потом я поняла, что если ты настраиваешься на то, что здесь ты временно, это расхолаживает, разлагает душу человека. И мы остались здесь, тем более дочь Катя пошла в первый класс, так и прижились.

После девяти лет творческих скитаний артисты выбрали Русский драмтеатр в Улан-Удэ. Нельзя сказать, что здесь творческая биография была ровной — как у всех артистов в ней есть свои блистательные успехи, есть и простои, когда кажется, что ты никому не нужен.

Спектакль «Онегин». Фото: Александра Данилова.

— В течение нескольких лет у меня не было новых ролей, а когда у актера нет ролей — это смерть, это внутреннее старение, угасание. Спасло меня только то, что я преподавала в академии культуры, иначе я не знаю, как бы пережила то время.

Но все-таки взлетов было больше. Режиссеры любят Нину Константиновну: ей подвластны любые жанры — в трагедии, драме, комедии, сказке она органична. Актриса сделает все возможное и невозможное, чтобы достичь необходимого режиссеру результата.

— Для меня дорог тот режиссер, который заинтересован в актере. Он думает о нем, думает, как помочь ему раскрыться, увидеть его в другой роли, сделать его интересным, потому что актер заштамповывается. Когда режиссер делает мне замечания, я понимаю, что он заботится обо мне, заинтересован в моей актерской судьбе. И я люблю и уважаю режиссеров, которые отдаются своему делу.

Творческая биография актрисы полна самых разных ролей. Ей посчастливилось — в ее жизни были и Чехов, и Островский, и Шукшин, и Набоков, и Шекспир, и Шиллер, и Исай Калашников, и Степан Лобозеров, и Горький, и Достоевский. На вопрос, если бы у нее была машина времени, которая перенесла ее в любую роль в прошлом, что бы она сыграла, актриса отвечает, что такой роли нет, все они важны и дороги. Но все же вспоминает Медею Еврипида.

Спектакль «Ричард III». Фото: Александра Данилова.

— Мы играли этот спектакль в Москве на площадке РАМТа. Мне пересказали диалог между осветителем и актрисами этого театра. Он спросил у них: «Девочки, а вы не хотите сходить на репетицию улан-удэнского театра?». — «А что там?» — «Медея». — «Хм, Улан-Удэ «Медея»?!» — «А вы сходите, посмотрите, как актриса работает!».

Эта работа была оценена на самом высшем уровне и награждена премией министерства культуры СССР.

— Много есть что вспомнить. Мне прекрасно работалось в «Марии Стюарт» с Болдыревым. Я преклоняюсь перед Чеховым, который мне никогда не удавался, хотя я его практически всего сыграла.

Благодаря удивительному жизнелюбию и просто какой-то фантастической преданности профессии сегодня актриса активно занята в репертуаре: «Преступление и наказание», «Анатэма. Посвящение кино», «Волки и овцы», «Ричард III», «Наводнение», «Онегин», «Шведская семья» профессора Густафа».

— На «Волках и овцах» режиссер Андрей Калинин проводил строгий кастинг, он отсматривал артистов. Тогда все удивились, что он выбрал на роль Мурзавецкой Леню Иванова, хотя было много незанятых актрис. Но он так решил этот спектакль. И мне было интересно с ним работать. Я с удовольствием фантазировала, импровизировала. Правда, Сергей Александрович сказал, что такую он меня уже видел. Но я его поняла, потому что я и сама в актерах не люблю повторов, должна быть хоть какая-то другая краска.

Спектакль «Волки и овцы». Фото: Александра Данилова.

Художественный руководитель театра Русской драмы Сергей Левицкий же активно занимает ее в своих спектаклях и говорит о ней: «Совершенно фантастическая актриса, наша гордость, пример молодым артистам, наше самое настоящее сокровище». И она отвечает ему взаимностью.

— Мне с ним интересно работать. Иногда он говорит какие-то вещи, я его сразу понимаю, а иногда нет. А вот сейчас на репетициях «Шведской семьи» мы друг друга где-то понимали, где-то не всегда. Он делал мне замечания, но и принимал какие-то мои вещи. Так и должно быть, спектакль — это дуэт режиссера и актера. Мне говорят, вы его хвалите, потому что он вас занимает в своих спектаклях. Вовсе не потому, это его выбор. Но безусловно мне интересно с ним. Я по-настоящему восхищена им, сколько глубоких мыслей у него, как он работает, какие спектакли делает и как самоотверженно отдается профессии.

Занята Нина Константиновна и в спектакле «Наводнение», выдвинутом на «Золотую маску» в пяти номинациях.

— Я смотрела репетиции и чувствовала, что это будет бомба. Когда узнала про «Золотую маску», то я так радовалась и за Левицкого, и за Лиану. После первого, скажем, не совсем удачного пресс-показа подходили коллеги, говорили, что не было слышно из-за технической сложности, не всегда было понятно, но я была уверена, что спектакль изу-мительный, это новый виток нашего театра, я верила в это.

Нина Туманова много лет работает бок о бок вместе с супругом — актером Сергеем Рыжовым.

— Это такое счастье работать рядом, он мне очень помогает, всегда переживает за меня, поддерживает. Он дает мудрые советы.

Особой строкой в их творческой биографии стоит спектакль Олега Юмова «Стулья».

— Он мне очень дорог. Хотя репетиции сложно давались. Я могу просить о замечаниях в своей игре, а Сергей Григорьевич этого не любит. Порой до крика, но я понимала, что это нужно для результата. И где-то преодолевала его сопротивление, он говорил: «Я уйду, не буду работать», а потом отходил, и находилось что-то новое. Тогда этот спектакль позволил выйти из застоя. Артисту ведь очень нужны роли, его надо занимать.

50 лет вместе — в этом году супруги отпраздновали золотую свадьбу.

— В отношениях важна искренность. Мы никогда не были супругами напоказ, не ходили за ручку, не обнимались на людях. Мы такие, можем и молчать, но я знаю, что он очень за меня переживает. Когда два года назад он умирал в реанимации, я поняла, как он мне дорог. Хотя у нас бывает много конфликтов на обыкновенной бытовой почве. Это от моей несдержанности в характере, чего я не люблю и в чем постоянно исповедуюсь.

К вере Нина Туманова, как сама признается, пришла поздно, но счастлива, что Бог призвал ее к себе.

— Я грешна. Я осуждаю, злюсь, не исполняю заповеди, потом исповедаюсь, и вновь это делаю. Но я искренне рада, что Господь меня позвал. Я не скрываю того, что я верующая. В моем становлении мне очень помог отец Иов, мне жаль, что он уехал. К вере я пришла 15 лет назад. Если бы я читала Евангелие раньше, я была бы другим человеком.

Этот год всем запомнится надолго — коронавирус многое изменил в жизни каждого. Он оставил Нину Туманову без зрителей и аплодисментов.

— Конечно, тяжело без зрителя. В других городах театры работают, принимают по 50% или 25% зрителей. Не знаю, почему у нас так строго, наверное, перестраховываются. Хорошо, что есть репетиции, я понимаю, что нужно репетировать, иначе артист теряет форму.

Но в то же время подарил нечто большее.

— Весной мы с Сергеем Григорьевичем гуляли по Богородскому острову, долго и душевно разговаривали. Я видела, как зацветает верба, как набухают почки, раньше на это не было времени. В этот момент мы были очень близки...

На вопрос, где Нина Туманова черпает столько энергии, она отвечает:

— Я занимаюсь любимым делом — это дает жизнь.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №49 от 2 декабря 2020

Заголовок в газете: Любимое дело Нины Тумановой