От эпохи гуннов до Гражданской войны: возможен ли в Бурятии культурно-исторический туризм

В республике есть немало мест с раскрученными историческими брендами

В Бурятии немало мест, связанных с раскрученными историческими «брендами», будь то гунны, Чингисхан, Великий чайный путь или эпоха присоединения Сибири и период гражданской войны. Такие объекты перспективны для дополнительного привлечения туристов.

В республике есть немало мест с раскрученными историческими брендами
Фото: пресс-служба Минтуризма РБ.

Речь, как вы поняли, идет о культурно-историческом туризме — путешествиях по регионам и населенным пунктам по историческим местам для расширения кругозора. Попробуем разобраться, насколько этот вид туризма реализован в Бурятии и какие перспективы имеет.

Исторический потенциал и мнения экспертов

Повторимся, в республике есть такие объекты, как гуннское городище в Иволгинском районе, а в Мухоршибирском — Меркитская крепость и наскальные писаницы в пещере Баин-Хара. Древние наскальные рисунки имеются и в гроте сопки Баин-Тогод в Иволгинском районе, и в пещере у села Старая Брянь — в Заиграевском. Можно вспомнить и «скифские каменоломни» в Иволге, хотя на самом деле историки считают, что они намного моложе. Это только то, что удается назвать навскидку, хотя в сельских районах можно найти и другие исторические объекты, например, связанные с добычей золота в дореволюционный период. Или с маршрутом старообрядца-великомученика протопопа Аввакума во время ссылки в Забайкалье. Много памятных исторических объектов в Кяхте, которая в силу географического положения всегда оказывалась в центре любых значимых событий.

Обратимся к опыту соседей. Памятник адмиралу Колчаку в Иркутске стал своего рода визитной карточкой города. Некогда оборвавшаяся там трагическая история одного из главных лидеров белого движения хорошо известна, немало туристов приезжает посетить музей Колчака в старинной городской тюрьме, место его предполагаемого расстрела на берегу Ангары.

Другой популярный исторический объект Иркутска — ледокол «Ангара», когда-то давно осуществлявший перевозки через Байкал, потом также принимавший участие в гражданской. Привлекает туристов и восстановленный памятник Александру III, некогда возведенный в благодарность императору за строительство Транссиба. Свою лепту в исторический туризм вносит и «130-й квартал» Иркутска, отведенный под всевозможные магазины, закусочные, кафе, музеи, но стилизованный под дореволюционное деревянное зодчество Сибири.

Историко-культурный памятник «Меркитская крепость» (Тугнуйские столбы).
Поклонная гора у поселка Иволгинск, Бурятия.

Что касается Забайкальского края, там популярным туробъектом является Кондуйский городок, построенный в эпоху Чингисхана, или исторические памятники в Чите, например, церковь декабристов. Есть исторические достопримечательности в Нерчинске, Сретенске, Петровск-Забайкальском и Шилке.

Перспективность культурно-исторического и познавательного туризма в Бурятии отмечал эксперт- экономист, советник главы республики на общественных началах Алдар Бадмаев. По его словам, республика должна максимально использовать какие-то только ей присущие элементы истории и культуры.

— Людям, которые приезжают в Бурятию, интересны местные артефакты. Показывать то, что является бледным подобием Лувра, Эрмитажа или музеев Пекина нет смысла. Мы должны показывать что-то свое, присущее только нам. Например, музей Сампилова однажды впервые за 30 лет вытащил из хранилищ коллекцию бурятского фарфора и майолики, было очень интересно. Или, например, гуннское оружие. У нас говорят: «гунны, гунны» — и где у нас музей гуннов, где экспозиции? Сделали под Улан-Удэ фрагмент стены с башнями — но там, извините, даже туалета нет, — говорит Алдар Бадмаев.

Он указывает на отсутствие инфраструктуры, а также удаленность в Бурятии друг от друга туристических объектов, а также их «из года в год однообразие». По мнению эксперта, вокруг Улан-Удэ нужно создавать новые объекты, связанные с этникой и историей региона, находящиеся в быстрой доступности.

Что делается

В туристических проектах Бурятии предпринимаются попытки задействовать и исторический потенциал. Например, в конкурсе агентства стратегических инициатив «Открой свою Россию» принимал участие маршрут «НеобыЧАЙная Бурятия», связанный с историей Великого чайного пути. Караванный маршрут «Великий чайный путь» зародился еще в древности, и существовал многие столетия, перевозя чай из Китая в Европу.

«Погружение в историю Великого чайного пути, купеческого и национального гостеприимства, обереги и наставления буддийских монахов, развитие дипломатии и многое другое ждет наших туристов и гостей. Маршрут «НеобыЧАЙная Бурятия» возрождает историю торгового чайного пути, погружает в атмосферу XIX века и демонстрирует природные красоты республики, позволяет ощутить вкусы чая селенгинских, кяхтинских купцов, таежного, травяного, байкальского чая, традиции их заваривания», — говорится в описании проекта.

Фото: пресс-служба Минтуризма РБ.

Другим проектом конкурса стал «Московский тракт» общественника Андрея Сукнева — туристическая тропа, проложенная на былом маршруте Московского или Сибирского тракта, проходивший в том числе между Иркутском и Верхнеудинском (Улан-Удэ). Еще один проект «По следам Будды. Паломнический тур» предусматривает посещение старых дацанов Бурятии, имеющих давнюю историю. Кроме того, территория Бурятии находится на маршруте «Байкал — Аляска. По следам Амурской экспедиции», повторяющим старинный путь иркутских купцов до Охотского моря.

Сейчас конкурс еще продолжается, 20 декабря станут известны 30 маршрутов-победителей, набравшие наивысшие баллы. Из них Ростуризм отберет десять маршрутов и присудит им статус «Национальный брендовый маршрут». Министр туризма Бурятии Алдар Доржиев отметил, что участвовать пригласили всех представителей турбизнеса Бурятии, всего от республики выступило шесть «продюсеров впечатлений» с 11 маршрутами. В финал мероприятия прошли два продюсера из Бурятии и 5 туристских маршрутов.

Добавим, что в сельских районах республики действуют и различные локальные местные турмаршруты. Например, жители села Селендума также реализуют турпроект по теме Великого чайного пути — «Экскурсия «Полет чайного листка». Для этого они даже создали ТОС «Чайный путь», который реализует его совместно с Селендумским домом культуры.

— По территории Селенгинского района проходит один из сохранившихся участков Великого чайного пути — от Пекина на Санкт-Петербург. И сохранился именно на территории нашего поселения. С тех давних времен там осталась колея, выдавленная купеческими телегами, встречается много лошадиных подков, наконечников стрел — спустя триста лет можно найти такие артефакты, — рассказывает участник проекта Инга Шорникова.

По ее словам, организатор и гид маршрута Михаил Лазарев — потомок проводников тракта, живших в Селендуме, и расположение уцелевшего участка ему было известно из семейных преданий. Помимо этого турмаршрут включает и другие достопримечательности, а чтобы дополнительно его украсить, на днях перед Селенгинским СДК торжественно открыли скульптуру огромного самовара.

Перспектива есть

По информации пресс-службы минтуризма Бурятии, за 2021 год Бурятию посетило 286 тысяч человек. Это на 9,762 тысячи человек (3,41%) больше, чем в 2020 году, когда в республике побывало 278,236 тысячи человек. В 2022 году ожидается свыше 295 тысяч туристов.

Как можно видеть, в Бурятии уже активно используется тематика «Великого чайного пути». К археологическим достопримечательностям группы в частном порядке давно водят местные гиды и сообщества любителей пешего туризма, но на более высоком уровне тема эксплуатируется не слишком активно.

Что касается периода гражданской войны — если в Иркутске есть Колчак, то Бурятия могла бы использовать зловещую фигуру барона Унгерна. В Селенгинском районе недавно отмечено мемориалом место, где произошел его бой с частями Красной армии. Этот объект тоже мог бы стать частью интересного туристического маршрута. Также еще остается возможность реализовать начатый в 2016 году проект создания в Улан-Удэ на улице Соборной аналога «130-го квартала» в Иркутске. Объектом исторического туризма мог бы стать памятник одному из основателей Верхнеудинского острога, воеводе Федору Головину, установку которого предлагает ряд граждан. Тот же Иркутск или, к примеру, Владивосток привлекательны для приезжих большим количеством объектов, связанных с богатой историей этих городов и их регионов, которые создают особую атмосферу ушедших эпох.

Культурно-исторический туризм должен идти рука об руку с туризмом познавательным, религиозным, а также лечебным и гастрономическим. Для чего требуется создать инфраструктуру, качественный сервис, индустрию сувениров, решить ряд социальных проблем, связанных со снижением показателей преступности и повышением общего культурного уровня жителей региона.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №51 от 15 декабря 2021

Заголовок в газете: От городища до острога

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру