- Начнем с того, как этно-рок-опера вошла в репертуар театра и чем она привлекла руководство театра оперы?
Дмитрий Дыдыков: После премьеры этно-рок-оперы «Бальжан Хатан» в театральном центре «Феникс» мы вместе с художественным руководителем театра оперы и балета Владимиром Рыловым вдохновились и, не сговариваясь, решили, что на нашей сцене это тоже должно быть и войти в постоянный репертуар театра. Затем были долгие дискуссии с создателем, режиссером Олегом Юмовым о воплощении этой идеи, поскольку мы имеем дело с совсем другим направлением. Нам удалось заключить договор с композитором, саунд-продюсером и хормейстером Саран-Туя Жалсановой на создание музыки с симфоническим оркестром для рок-мюзикла. После чего начался рабочий процесс со своими сложностями и трудностями.
- Как вообще появилась идея создания такового спектакля, от куда черпалось вдохновение?
Олег Юмов: Я уже давно пропагандирую историю бурят-монгольского исторического эпоса, за основу беру национальные легенды бурятских писателей. У каждого режиссера свой «портфель произведений», по которым хочется сделать работы своего видения и восприятия. Лет десять назад я увидел кукольную постановку о предводительнице одного из бурятских племен. Потом, когда я занимался анимацией, была задумка об анимировании проекта, даже появилось желание выпустить комикс. После поставленных мюзиклов в Монголии, я остановился на идее этно-рок-оперы «Бальжан Хатан», чтобы посвятить работу 100-летию Бурятии.
В этно-опере собрался уникальный состав участников из всех бурятских театров и не только, которые работали за саму идею, а не за гонорар. Среди них были педагоги и студенты, эстрадные бурятские исполнители, благодаря чему получился драйвовый полноценный проект. Новой вариации своего «ребенка» я очень рад, это новый интересный и захватывающий опыт. Я очень рад совместной работе с композитором Саран-Туя Жалсановой, которая написала музыку к постановке. Колоссальный труд создания мюзикла проходит годами, а наше музыкальное детище мы создали оперативно и относительно легко. Сценарий был написан Надеждой Мунконовой, она взяла за основу одноименную поэму Сергея Бахлаева. Привлечены в процесс участники, которые так или иначе связаны с театральной деятельностью, они все талантливые выходцы из республики.
- Расскажите подробнее о стилистике костюмов для мюзикла? Правда ли, что присутствуют элементы аниме и компьютерной графики?
О. Юмов: При создании мюзикла мы плотно консультируемся с бурятским историком Доржо Цыбикдоржиевым, потому что версий народных костюмов очень много. Бальжан Хатан является тотемом, культовой личностью для бурятского народа, а именно родоначальницей хоринского племени и прародительницей агинских бурят, но сейчас она воспринимается как мифологический персонаж с волшебными чарами. Персонажи мюзикла являются больше сказочными героями, чем историческими личностями, в ткань мюзикла «вплетены» птицы Булжамур и Итак, которые выступают рассказчиками. Художники по костюмам брали вдохновение из анимэ и соединяли с традиционными нарядами бурят, таким образом получились стилизованные костюмы с современными элементами. Дополняют общую картинку лед-экраны, которые расположены в разных частях сцены. Все картинки на телеэкранах оживляет художник мультимедиа Арюна Болотова, которая также в нашей команде. Исходя из общего пространственного, музыкального и визуального видения решили добавить элементы компьютерной графики, чтобы привлечь молодую аудиторию. Шесть экранов разбиты по всей сцене, лестницы с бурятскими орнаментами, стилизованные костюмы персонажей создают некую вертикаль, с помощью которой можно привлечь большой круг зрителей.
- Какое количество людей задействовано в создании рок-мюзикла?
Д. Дылыков: Около 350 человек, в это число помимо актеров, вошли мастера по костюмам, техники по декорациям и многие другие. Можно сказать, что все сотрудники театра причастны к созданию премьеры.
- А что в мюзикле будет от рока?
О. Юмов: Вместе с симфоническим оркестром будут играть музыканты на бас-гитаре, ритм-гитаре и ударных, а также музыкальное содействие окажет музыкант на национальном инструменте - морин-хууре. Этнический стиль, рок направление, оркестровое сопровождение и разбивание бутафорской гитары на сцене — это все делает мюзикл рок-мюзиклом.
- Как проходят репетиционные процессы? Есть ли сложности?
О. Юмов: Да были сложности с бурятским языком, но в процессе актеры, которые вообще не знали языка, после плотных занятий с репетиторами, оперативно научились говорить и даже петь. Таким образом, мы приобщаем молодежь и популяризируем бурятский язык.
Сам проект мы посвящаем 100-летнему юбилею Бурятии и когда будут проходить празднования, мы намерены эпизоды из мюзикла «Бальжан Хатан» показывать на открытых площадках. Продолжительность представления в театре составит 2 часа с одним антрактом.
- Есть ли в планах театра идея о мобильной версии рок-мюзикла?
Д. Дылыков: У нас уже поступило предложение вывести рок-мюзикл на фестиваль. На начальном этапе процесса мы думали над этим, и все декорации изготовлены так, что их можно будет свободно перевозить. Поэтому, когда продукт будет готов, мы с удовольствием будем показывать его в других городах и странах. На следующей неделе уже пройдут генерально-черновые прогоны, а уже в июне жители и гости смогут лицезреть легенду о Бальжан Хатан в современной версии. Также в планах запустить онлайн-трансляцию, которая будет платной.
О. Юмов: Эта история, которая отзовется в сердце каждого зрителя. Она о женщине, которая ставит интересы народа выше личных.
От редакции: Приобрести билеты на рок-мюзикл можно уже сейчас в кассе Бурятского театра оперы и балета и на официальном сайте. Также действует пушкинская карта.