В Бурятии Каштанку Чехова поместили в старинный Верхнеудинск

В Бурятии Каштанку Чехова поместили в старинный Верхнеудинск

В Улан-Удэ 23 ноября на сцене кукольного театра «Ульгер» снова показали спектакль «Каштанка. Прогулка по Верхнеудинску» (12+). Действие знаменитого рассказа Антона Чехова перенесли в дореволюционный Верхнеудинск.

На просмотр спектакля из Москвы приехали театральные критики Нина Карпова Никитична, Анастасия Паукер, также присутствовали заместитель председателя СТД РБ Лариса Золотухина, худрук ГРДТ имени Бестужева Вячеслав Дьяченко, члены экспертного совета СТД РБ.

Напомним, премьера спектакля «Каштанка. Прогулка по Верхнеудинску» состоялась в 30 мая 2023 года, повторный показ был 17 июня. Сюжет, наверное, известен всем – история собаки, потерявшей хозяев, и попавшей в частный цирк. Постановка режиссёра Эрдэни Жалцанова переносит действие чеховского рассказа в дореволюционный Верхнеудинск. Здесь можно заметить, что фабула «Каштанки» действительно могла происходить в любом городе России конца 19-го века.

В речь героев вставлены экскурсы в историю города, где рассказывается о знаменательных событиях, вроде визита цесаревича Николая II, о благотворительной деятельности верхнеудинских купцов – Голдобина, Немчинова, Бутина и других. На заднем плане то и дело включаются кинематографические вставки с юморными сценами, снятыми в псевдоисторическом стиле в историческом центре Улан-Удэ, и отсылающими к тем же чеховским историям. Завершается же спектакль сценой на улице Верхнеудинска, где Чехов разговаривает с местной жительницей на бурятском языке, и на нём же поют бурятскую песню.

Декорации и фигурки персонажей, созданные Ольгой Акимовой, выполнены в концепции минимализма: весь реквизит можно уместить в несколько чемоданов. Все роли исполняют два актёра – Зоригто Дагбаев и Анастасия Мисайлова. Всё это, по мнению театрального критика Нины Карповой, делает спектакль очень удобным для выездов на различные фестивали. В пьесе используются приёмы т.н. современного театра, когда сочетаются, казалось бы, самые разнородные жанры.

- Наш спектакль – синтез современного театра, кукольного, драматического и короткой кинематографии. Одной из целей постановки было донести юному поколению историю старинного Улан-Удэ через краеведческие экскурсы, ведь сейчас молодёжь мало читает, - поделился Зоригто Дагбаев.

Как рассказал Эрдэни Жалцанов, идея спектакля зародилась случайно. Художник-декоратор Ольга Акимова ради развлечения сделала куклу собачки, но режиссёр увидел в этом намёк, что надо ставить «Каштанку». Дальше вспомнилось, что Антон Чехов посещал Верхнеудинск, хотя он и был в городе буквально полдня. Это натолкнуло на мысль поместить действие в будущую столицу Бурятии.

Режиссёр также рассказал, что в ходе работы над спектаклем очень много изучали письма Чехова из его путешествия по Сибири, в первую очередь, конечно те, что были связаны с проездом через земли Забайкалья. Он добавил, что у него сложилось впечатление, что русский классик словно предчувствовал события недалёкого будущего: Первую мировую войну и революции 1917 года, в ходе которых погибла Российская Империя.

- Сибирь ему казалась чем-то таким вечным, нерушимым, со своими дорогами, колдобинами, маленькими городишками, своей провинциальной жизнью. И то, что произошло в Петербурге – Февральская и Октябрьская революции – быстро докатилось до Сибири, став трагедией нашей страны – Гражданская война, где брат шёл на брата, отец на сына. Все устои вдруг в одночасье начали рушиться, - говорит Эрдэни Жалцанов.

По его словам, сцена с умирающим цирковым гусем, агонию которого изобразили большой белой куклой на фоне мрачной монохромной подсветки, выражала гибель старого уклада, предшествующую новому порядку.

Что касается пьесы в целом, по мнению Зоригто Дагбаева, это в первую очередь, просто грустная история клоуна Жоржа, который зарабатывал показом трюков животных, и в ходе повествования лишался своих питомцев. Приехавшие критики в ходе дискуссии усмотрели в спектакле самые разные смысловые оттенки – это и два разных мира, в которых побывала главная героиня, и серость бытия, сделавшая даже куклу рыжей Каштанки серой, выбор между любовью к хозяевам и комфортной жизнью, иные подтексты. Впрочем, в спектакле можно усмотреть очень много смысловых граней.

В заключение упомянем, что Антон Чехов был в Верхеудинске с 14 по 15 июня 1890 года, когда ехал на Сахалин. Он посетили Одигитриевский собор, переночевал в гостинице, незадолго до отъезда отправил с местного почтового отделения письмо, содержавшее фразу «Верхнеудинск — миленький городок». В память об этом визите в Улан-Удэ на улице Ленина установлен памятник великому писателю.

Возрастное ограничение спектакля: 12+.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру