В Бурятии нашли дар шахиншаха Ирана

В Бурятии нашли дар шахиншаха Ирана
"Кающаяся Мария Магдалина" в галерее Льва Бардамова. Фото автора

История этой картины драматична и полна загадок. «Кающаяся Мария Магдалина» была создана итальянским живописцем Помпео Джироламо Батони (1708-1787). Она украшала личные покои курфюрста Саксонии и короля Польши Августа II. Долгое время была одним из самых любимых публикой сокровищ Дрезденской галереи. 

В конце Второй мировой войны по приказу нацистского гауляйтера Мартина Мучмана вместе с другими 153 полотнами выдающихся мастеров «Кающуюся Марию Магдалину» пытались переправить в мебельном фургоне с восточного берега Эльбы на западный. Риск был огромный. Но Мучман твердил, что предпочтительнее уничтожить сокровища искусства, чем отдать в руки русских. В итоге фургон был уничтожен в пути англо-американскими бомбами.   

Однако еще в 18-19 веках с «Кающейся Марии Магдалины» было сделано множество копий. Богатые и знатные семейства Европы желали наслаждаться ею ежедневно. Одна из наиболее известных копий, сделанная по заказу прусского короля Фридриха II, была выставлена в Голубой комнате его дворца в Сансуси и тоже пропала в годы Первой мировой (сейчас на ее месте – другая копия, выполненная в 1776 году художником Бокком). Еще одна была уничтожена в процессе создания. Неизвестный вандал облил картину  купоросом прямо в зале Дрезденской галереи, где над ней работал живописец Шрамм. Третья - совершила удивительное путешествие, вехами которого стали Бонн и Тегеран, а конечным пунктом – Улан-Удэ.

После завершения Первой мировой войны в Дрезденскую галерею поступило несколько писем от обладателей копий «Кающейся Марии Магдалины» с предложениями приобрести их или принять в дар. Одно из писем пришло из Бонна. Его автор сообщал, что рассматривает также возможность продажи картины на Восток. Поскольку Дрезденская галерея выставляет только оригиналы картин и, соответственно, никогда не покупает копии, можно предположить, что владелец этой копии «Кающейся Марии Магдалины» воплотил второй вариант.

В начале 60-х годов в Тегеране проходили гастроли Бурятского театра оперы и балета. Особым успехом пользовался балет «Бахчисарайский фонтан». Шахиншах Моххамед Реза Пехлеви был глубоко впечатлен высоким искусством бурятского балета, прежде всего, энергетикой и пластикой прима-балерины Ларисы Сахьяновой. Правитель Ирана подарил ей перстень, ковер и картину – великолепную копию «Кающейся Марии Магдалины». Так это полотно оказалось в столице Бурятии.

Люди, лично знавшие Ларису Петровну, помнят, что «Кающаяся Мария Магдалина» висела в ее квартире. Потом она куда-то загадочно исчезла.

После смерти народной артистки СССР Ларисы Сахьяновой картину нашел ее родственник, художник и скульптор Максим Гомбоев. Он передал полотно предпринимателю, меценату и коллекционеру Льву Бардамову.

Картина была изрезана вдоль и поперек. Что с ней произошло – доподлинно неизвестно. Реставраторы в Улан-Удэ и Иркутске, к которым обращался Лев Бардамов, не взялись за ее восстановление. Рассматривался вопрос о передаче картины на реставрацию во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря.

Вторую жизнь картине дал улан-удэнский иконописец и реставратор Олег Шулепов. Он совершил невозможное, потратив на восстановление «Кающейся Марии Магдалины» более года, массу сил и душевной энергии. Достаточно сказать, что из-за возраста холста в сутки можно было реставрировать не более пяти квадратных сантиметров. 

Сегодня «Кающаяся Мария Магдалина», проделавшая столь долгий и сложный путь, обрела свой дом в галерее мецената Льва Бардамова. Ее могут увидеть все посетители масштабного частного собрания культурных и исторических ценностей.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру