В Бурятском театре оперы и балета состоялся премьерный показ новой версии оперы Петра Чайковского по роману в стихах Александра Пушкина «Евгений Онегин». Новая, потому что «Евгений Онегин» в истории бурятского оперного – явление частое и всегда ожидаемое.
Впервые она была поставлена на сцене Бурят-Монгольского музыкально-драматического театра в 1943 году. Затем разные поколения актеров и музыкантов исполняли «Онегина» на подмостках театра в 1945, 1947, 1951, 1957, 1981, 2005, 2015 и 2021 годах, всякий раз демонстрируя новый уровень и эволюцию исполнительского мастерства.
Премьера оперы «Евгений Онегин» образца 2024 года прозвучала в год 225-летия Солнца русской поэзии особенно ярко – творческие поиски директора театра Дмитрия Дылыкова и художественного руководителя Владимира Рылова привели театр на пик зрительской любви. А что может быть лучше зрительской любви?
«В этот раз мы придерживались классической версии, однако привнесли в ткань спектакля и несколько современных моментов», — говорит художественный руководитель Бурятского государственного академического театра оперы и балета, заслуженный деятель искусств России и музыкальный руководитель постановки Владимир Рылов.
Разумеется, он не спойлерил. Привнесенные «в ткань спектакля несколько современных моментов» должны сами распознать зрители. Может быть, это виртуозное и проникновенное чтение фрагментов романа в стихах «Евгений Онегин» при смене декорации? Может быть, это сами декорации, визуально дополняющие сюжет драмы и неподражаемый вокал? А может быть и финал оперы? Ведь, Пушкин, оставил его открытым: «И здесь героя моего, В минуту злую для него, Читатель, мы теперь оставим…».
Одним словом, нужно посмотреть, чтобы однажды, через некоторое количество лет, прийти сюда на …цатую премьеру бессмертного «Онегина», сохранив в памяти эту и вслед за Пушкином подумать: «Но те, которым в дружной встрече Я строфы первые читал... Иных уж нет, а те далече».
К слову, в главных ролях нынешней постановки играют другие актеры, в том числе – приглашенные, что само по себе уже новинка. По словам министра культуры Бурятии Соелмы Дагаевой, в одном из составов главные парти исполняют актеры Хабаровского музыкального театра, где случилась страшная трагедия – там произошел разрушительный пожар. Солисты этого театра Валентин Кравчук и Рипсиме Сехлеян исполнили партии Евгения Онегина и Татьяны Лариной. Во втором составе зрителей радовали приглашенная Самарского академического театра оперы и балета Валерия Андреева и наш Надмит Надмитов, поделился директор театра Дмитрий Дылыков. Сам он лично в восторге от голоса и игры Андреевой.
Режиссёром спектакля выступила Елена Артюхина, которая работала над постановкой «Борис Годунов». Художником-постановщиком является Алексей Амбаев, художником по костюмам – Татьяна Тышкенова. Танцевальные номера поставила Алиса Шикина, хормейстер – Валерий Волчанецкий.
«Постановочная группа с трепетом отнеслась к оригинальному произведению, передавая его дух и идею, но при этом создаст уникальный визуальный язык, который позволит зрителю ещё глубже погрузиться в трагедию Онегина и Татьяны», - подчеркнули в пресс-службе театра.
Следующий показ состоится 25 января. Билеты уже в продаже на сайте и в кассе театра, в том числе по «Пушкинской карте». Возрастной ценз: 12+