Олег Юмов: «Мне хочется, чтобы о Бурятском драматическом театре говорили на федеральном уровне»

Спектакль «Халхин Гол. Тангариг» Буряад театра номинирован на главную театральную премию России

Три номинации на «Золотую маску», марафон премьер, уход Сойжин Жамбаловой, «Колобок» Цырена Батоцыренова — художественный руководитель Буряад театра, известный бурятский режиссер Олег Юмов поделился своим мнением обо всех этих событиях и впервые после назначения дал большое эксклюзивное интервью «МК в Бурятии».

Спектакль «Халхин Гол. Тангариг» Буряад театра номинирован на главную театральную премию России
Фото: пресс-служба Бурятского театра драмы

С момента назначения Олега Юмова худруком Бурятского театра драмы в октябре 2023 года прошло не так много времени. Буряад театр уже стал рекордсменом по количеству премьер (только в этом театральном сезоне выпущено 6 новых спектаклей), гастролировал в разные уголки России и по соседней Монголии, участвовал в крупных фестивалях и номинирован на «Золотую маску».

— Я являюсь художественным руководителем, и мне надо соответствовать. Всегда задаю себе вопрос: «На какую дистанцию тебя хватит?». Мне необходимо быть и режиссером, и продюсером, и принимать иногда очень непростые решения.  Я стараюсь, — говорит Олег Юмов.

О «Золотой маске»

Известие сразу о трех номинациях Бурятского драматического театра на «Золотую маску» вновь вселяет надежду, что на этот раз награда приедет в Бурятию. Ранее Буряад театр был номинирован дважды: со спектаклем «Максар. Степь в крови» в постановке Олега Юмова в 2009 году и «Аламжи» в постановке Артема Устинова в 2021-м. Оба режиссера — выпускники ГИТИСа разных лет, и обучались у одного мастера — Сергея Женовача. В этом году эксперты главной театральной премии страны отсмотрели 567 постановок. В номинации «Лучший спектакль большой формы» было отобрано всего шесть работ, среди них «Халхин Гол. Тангариг» (12+) в постановке Олега Юмова. На лучшую женскую роль выдвинута актриса Арюна Цыденова, а на звание «Лучший драматург» — автор пьесы Геннадий Башкуев. В лонг-лист «Золотой маски» вошли еще два спектакля Юмова: «А зори здесь тихие-тихие» (12+) и «Дон Жуан» (12+).

Фото: пресс-служба Бурятского театра драмы
Фото: пресс-служба Бурятского театра драмы

— Олег Лубсанжапович, это большой успех, учитывая, какая огромная конкуренция на «Золотой маске» среди драматических театров. Что вы чувствуете сейчас?

— Было ли такое, что «Золотая маска» за сезон отметила три спектакля регионального театра? Не помню. Тут для меня важно, что наш театр отметили. Я очень надеялся, что наш театр будет в номинации и говорил в узких кругах об этом. Не потому что Юмов хочет, Юмов уже был там. У меня есть свой багаж опыта, радости и разочарований, связанных с «Золотой маской». В данном случае я отвечаю за театр. Мне в первую очередь хочется, чтобы о Бурятском драматическом театре говорили на федеральном уровне. Так и получилось. Радостно. И мои эмоции не зависят от того, я ставил или нет.

— А какие спектакли отправляли на «Золотую маску» изначально? И почему, на ваш взгляд, в номинацию попал спектакль «Халхин Гол. Тангариг»?

— Мы каждый год подаем спектакли на «Золотую маску». И мы отправили не только мои спектакли, а все премьеры, которые были на тот момент. У меня есть помощники, которые этим занимаются, в театре есть художественный совет. Не ожидал, но в душе надеялся, что наш театр номинируют. Если бы номинировали спектакль другого режиссера, я бы также радовался. Почему номинировали спектакль «Халхин Гол. Тангариг»? История Халхин Гола интересная и, наверное, для многих где-то забытая. Пьеса Геннадия Башкуева «Тангариг. Белая дорога Чимэдцэрэн», написанная специально для Буряад театра, основывается на исторических документах и воспоминаниях участников тех событий. Мы ездили в Монголию и общались с единственным оставшимся в живых свидетелем и ветераном боевых действий на Халхин Голе в Монголии, участницей конфликта Цэрэнгийн Чимэдцэрэн.

Фото: пресс-служба Бурятского театра драмы

— «Лучший спектакль», «Лучшая женская роль», «Лучший драматург». Почему, на ваш взгляд, именно такие номинации?

— Видимо, на экспертов произвели впечатление талант Арюны, сама пьеса. А режиссера, других артистов, художников они решили отметить, номинировав сам спектакль. Я болею за то, чтобы Геннадий Тарасович Башкуев как драматург получил награду, потому что он заслужил. Я могу по-разному к нему и к его творчеству относиться, но он заслужил, это бесспорно. Он еще из советской эпохи. Не все выдерживают профессиональный путь до конца, особенно писатели, драматурги. Что касается Арюны, на мой взгляд, она более чем справилась с поставленной задачей.

— Не расстраивает, что вас не номинировали как лучшего режиссера?

— Как режиссера у меня другое отношение к «Маске». Я был номинирован дважды. Первый раз в 2009 году со спектаклем «Максар. Степь в крови» (12+), который ставил здесь. Я помню того Юмова. Тогда я был очень молод, вчерашний студент, амбиций было выше крыши. Я был очень расстроен, что не дали, не отметили. Сам факт номинации — это уже круто, уже победа. Это я потом понял. Там такие люди были в номинации: Петр Фоменко, Марк Захаров, Олег Басилашвили, Алиса Фрейндлих… Второй раз номинировали со спектаклем «Возвращение» (12+) новосибирского театра «Глобус». И тогда я был не совсем согласен с выбором экспертов. Не потому что мое, а потому что там все составляю-щие были для победы. После я решил не думать об этом. Это съедает изнутри. Я работаю ради чего? Потому что мне нравится моя профессия. Если не получу «Золотую маску», я не расстроюсь. Если получим, буду радоваться за театр, за Геннадия Башкуева.

— Юмов все-таки заслуживает «Золотую маску»?

— Если у меня будет возможность, я посмотрю другие номинированные спектакли, вот тогда я смогу ответить. Всегда найдутся лучше или хуже, и я отдаю себе в этом отчет. Но театр наш точно заслуживает.

Худрук или режиссер? «Зеленая улица» Олега Юмова

— Что изменилось, когда вы стали художественным руководителем?

— Ответственности больше стало. Административной, общественной работы много. Это госучреждение, где работают более 100 человек, и возникают вопросы не только по творческим делам. Раньше я отвечал за большие или маленькие проекты, например, 100-летие Республики Бурятия. А тут уже целый театр, люди, коллеги. Я стараюсь относиться спокойно и достойно работать во благо не только театра, но и культуры Бурятии.

— Какое самое первое и важное управленческое решение было вами принято?

— В потоке жизни почти каждый день какие-то важные решения. Мне подарили толстовку с юмористической надписью: «Не хотел работать 5/2, теперь работаю 24/7». В принципе так и получается. Если считать мои положенные выходные, то на три отпуска хватит. Очень знаковое событие для меня за этот период — это то, что благодаря поддержке главы и министра культуры Бурятии в рамках госпрограммы «Сохранение и развитие бурятского языка» нам выделили деньги на создание второй бурятской студии во ВСГИКе. Выпускников первой студии уже мэтрами можно назвать. Это Надежда Мунконова, Болот и Жажан Динганорбоевы, Цынге Ломбоев, их курс. Сейчас мы набираем новый.

— Как справляетесь с такой нагрузкой?

— Утомляемость бывает. Я живой человек, но нахожу альтернативу, отдушину, например, физические занятия, бассейн. А так, если профессия тебя угнетает, то зачем заниматься этой профессией. Бывают сложности, проблемы, но стараюсь их решать оперативно. Я получаю обратную связь в виде положительных эмоций от работы. Премьера так или иначе случится. Этого уже не изменишь. Я так всегда артистам говорю. Люблю репетиции. Это же отдых, когда ты сидишь и разбираешь материал. Есть три периода производства спектакля: застольный период, «на ноги выходим» и уже «зеленая улица» на сцене. Есть еще момент разработки концепции с постановочной группой. Для меня самый классный период — это застольный. Там непонятно, то ли работаешь, то ли отдыхаешь.  Когда «зеленая улица», стрессуешь много. Уже на сцене спектакль возникает. На «зеленой улице» некое таинство происходит, когда все соединяется. Сцена начинает жить. У нас репертуар 30-40 названий, и каждый раз сцена разная.

Фото: пресс-служба Бурятского театра драмы

О коллективе, уходе Сойжин Жамбаловой и «Колобке» Цырена Батоцыренова

— Как коллектив принял вас в новом качестве?

— Меня назначили, я согласился. У меня есть работодатель, свои задачи и трудовой договор. Помимо текущих задач стараемся и сверхзадачу выполнять. Тут люди профессиональные работают, все понимают. Я же не с улицы пришел, они меня знают. Первая моя постановка в Буряад театре была в 2007 году. Если я кого-то, как человек, не устраиваю, это уже данность, что тут обсуждать. Это уникальный театр, уникальные люди. Театр делают не здание, а люди. Здесь настоящие буряты работают, которым, даже если что-то не понравится, они это все внутри переживут и очень мудро в итоге поступят.

— А артисты талантливые?

— Безусловно, талантливые. Не потому что я тут долго работал как режиссер и сам бурят, а потому что мне есть с чем сравнить. Я много где работал от Москвы до Сахалина. Почти во всех наших бурятских театрах поработал. Знаю многие театральные коллективы, за границей в том числе. В плане человеческом, в плане таланта в нашем театре концентрат лучших из лучших по всем качествам, на мой взгляд.

— Кроме номинации на «Золотую маску» какие еще важные результаты вы бы отметили?

— Мы по многим показателям бьем рекорды. Текущий сезон открыли в августе и до нового года 6 спектаклей выпустили, на 8 фестивалях были за полтора сезона, по Монголии гастролировали. Мы не только театральной деятельностью занимаемся. Мы ролики и клипы выпускаем, заполняем репертуар малой сцены. Местные режиссеры ставят спектакли: Баир Дышенов, Туяна Догданова, дебют Марата Дышемпилова недавно состоялся.

— К слову, о режиссерах. Как вы относитесь к уходу Сойжин Жамбаловой из театра?

— Сойжин еще весной говорила, что «Ритку» (16+) выпустит и, возможно, у нее будут другие планы. После премьеры она пришла и сказала «хочу уволиться». Я, конечно, спросил причину. Она сказала, что хочет отдохнуть. Потом я узнал, что она будет возглавлять театр в Нягане, который выиграл «Золотую маску» с ее работой. Сойжин хороший режиссер. Я могу только за нее порадоваться, за ее режиссерскую карьеру. Ее пригласили главным режиссером. Ей доверили целый театр. Если она захочет какую-то постановку осуществить здесь, в Буряад театре, то всегда пожалуйста.

— Что думаете о «Колобке» Цырена Батоцыренова? Как молодой артист оказался в труппе театра?

— Неожиданно появился. Мы объявили набор в октябре в бурятскую студию ВСГИКа. Жажан Владимировна (прим. — Жажан Динганорбоева, народная артистка Бурятии) говорит мне: «Звонит парень Цырен, хочет с вами встретиться. Судя по голосу, бурят, хочет на прослушивание и поступить в студию». Я не смог в тот день, она с ним встретилась и сделала видеовизитку. Я смотрю и такой: «Где же он бурят?». Он вырос в бурятской семье, поехал в Омск и там окончил училище культуры, как я понял. У него режиссерское образование. Он пришел, мы пообщались с ним. Я предложил ему сразу в театр прийти. Цырен уже отыграл в «Бременских музыкантах» (0+), вот буквально недавно вышел в спектакле «Лес» (16+) в роли Счастливцева. Артист европейской внешности, который говорит на хорошем бурятском языке — это же находка. Я был бы идиотом, если бы по каким-то причинам ему отказал. Вокруг его легендарного «Колобка» произошел информационный взрыв. И мы теперь не можем отбиться от желающих согреться в лучах его славы. Мне кажется, он думающий парень, и артист хороший. Он понимает, что все временно, и такая слава может быстро пройти. Мы с ним разговаривали на эту тему. Кстати, он будет как режиссер осуществлять постановку в этом сезоне.

«Все только начинается»

Олег Юмов полон творческих сил и планирует дальше работать 24/7. Нужно готовиться к очному этапу фестиваля «Золотая маска», который пройдет в июне в Казани, дальше работать над репертуаром и проектами театра. А в будущем учебном году режиссер начнет обучать ребят из национальной студии ВСГИКа.

— Мы ездим в разные районы, в Забайкальский край, Иркутскую область, ищем желающих поступить на курс, талантливых ребят, говорящих на бурятском языке. У ребят будут стипендия и общежитие. Мы даем возможность поступить молодым людям чуть постарше выпускников школ, на базе высшего или среднего образования. Рассматриваем все варианты. Самое главное, что они смогут уже на 2 и 3 курсах играть в театре. Приглашаем к нам на прослушивание! — отмечает худрук Буряад театра.

Юмов и сам недавно сел за парту. Сейчас он изучает «Психологию и педагогику» во ВСГИКе. На вопрос: «Что дальше?», он с улыбкой отвечает:

— Все только начинается.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру