Директор Бурятского театра оперы и балета: «Количество зрителей растёт из года в год»

Бурятский государственный академический театр оперы и балета отмечает 85-летие. Юбилейный сезон проходит насыщенно: громкие премьеры, новые проекты, «Большие гастроли» и амбициозные планы. Директор Дмитрий Дылыков рассказал «МК в Бурятии», чем живет флагман культурной жизни республики сегодня и что скрывается за кулисами.

Директор Бурятского театра оперы и балета: «Количество зрителей растёт из года в год»
Дмитрий Дылыков. Фото: пресс-служба Бурятского театра оперы и балета

Дмитрию Дылыкову 35 лет. За годы карьеры выпускник Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства успел поработать драматическим актером в Буряад театре, специалистом и начальником отдела искусств в министерстве культуры Бурятии, заместителем директора Государственного цирка Бурятии, заместителем министра культуры Забайкальского края. А в октябре 2021 года назначен директором Бурятского театра оперы и балета. За 3 с лишним года он выстроил свою систему управления и взаимодействия с одним из самых сложных и многочисленных творческих коллективов Бурятии. В юбилейный для театра год молодой управленец подвел небольшие итоги.

«Анонимки» или «Зачем я согласился?»

— Дмитрий Артамонович, вернемся в самое начало. С чем столкнулись, когда заняли свою должность?

— Когда только пришел, были амбициозные планы. Потом какое-то время я думал: «Зачем я согласился?». Были нюансы в бухгалтерии, с продажами, пиар и реклама. Тогда это было для меня все непривычно и сложно. Сейчас уже стало спокойно, намного легче.

— А коллектив как принял?

— Я знал, что не все довольны, кто-то не очень хорошо говорил за спиной. В самом начале мне даже приходили анонимные сообщения в социальных сетях от непонятных людей. Потом это все прекратилось. Моя задача состоит не в том, чтобы нравиться всем. Каждое утро просыпаюсь с мыслью, что нужно делать свое дело. Мы все не идеальны. Каждого можно рассматривать критически. Я всегда пытаюсь найти компромисс. Когда только пришел, первым делом познакомился с коллективом, с работой всех цехов, внимательно выслушал. Я отвечаю за финансовую, административно-хозяйственную часть, за работу со зрителями. Главная задача — создать условия для всех сотрудников, не только творческого персонала.

— Что вам помогает в работе?

— Я читаю книги, статьи про маркетинг, про стрессоустойчивость, про то, каким должен быть руководитель. Это помогает. Еще важна команда — единомышленники, на которых можно положиться.

— Что самое сложное?

— Хочется все делать наперед, быстро и качественно. Иногда бывает сложно выстроить репертуар афиши. Это прерогатива художественного руководителя, но я тоже участвую. У нас огромный коллектив — 380 человек на сегодня. Нужно постоянно со всеми разговаривать, чтобы все цеха работали. И это самая трудоемкая часть. Еще есть момент со зданием. У нас объект культурного наследия федерального значения, а это множество ограничений. Иногда хочешь что-то сделать и не можешь. Например, элементарно покрасить стену. Ведь это тоже про создание комфортных условий труда.

Фото: пресс-служба Бурятского театра оперы и балета

— Вы упомянули репертуарную политику. Сегодня в театральном мире любят говорить про так называемый «театр менеджмента». А как вы считаете? Неужели художественная часть уходит на второй план?

— С точки зрения продаж можно постоянно ставить легкие спектакли, так скажем, и всегда будут аншлаги, а с точки зрения художественной составляющей — каждому артисту нужен рост, партии, наполнение репертуара интересными произведениями, которые не всегда будут собирать полные залы. Так у нас иногда бывает, чаще с оперой. Мы не можем прекратить ставить оперу, поэтому ищем баланс. Также сегодня существует много нововведений, обязательств, отчетности. Все нужно соблюсти, чтобы театр каждый день открывал свои двери. Нюансов очень много. Если смотреть так, то важен менеджмент.

— А каких результатов удалось добиться за 3 года?

— Я пришел в ковидный период, потом началась спецоперация. Мы смогли удержать зрителя. Мы из года в год по количеству зрителей растем, с 2022 года рост составил 20%. Мы стали выезжать на гастроли, в том числе в отдаленные районы Бурятии, ездим в Иркутск, Читу, в прошлом году были в Хабаровске. В 2023-м приняли участие в фестивале «Видеть музыку» и показали наши спектакли на новой сцене Большого театра и Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. У нас много громких премьер состоялось, и все чаще и чаще аншлаги.

85-й юбилейный сезон Бурятского театра оперы и балета

— Как проходит юбилейный сезон?

— Мы готовились с 2021 года. Открыли сезон постановкой «Борис Годунов» (12+), на который получили грант министерства культуры РФ в размере 13 миллионов рублей. Вторая премьера состоялась уже через 2 месяца. Это опера «Евгений Онегин» (12+). Это тоже большая работа нашего «творческого завода». Юбилейный марафон спектаклей провели, впервые сделали неделю «Щелкунчиков» (0+) перед Новым годом (в декабре дали 12 спектаклей, в январе еще 6). И на всех спектаклях были полные залы. В апреле из больших мероприятий у нас будет проходить международный конкурс вокалистов «Мужские голоса» имени Кима Базарсадаева (6+), а в мае состоится премьера оперы Виктора Алексеевича Усовича в честь его юбилея «Товарищ Шариков» (16+) по повести Михаила Булгакова «Собачье сердце».

Фото: пресс-служба Бурятского театра оперы и балета

Мы едем в Республику Марий Эл по программе «Большие гастроли», организованной Росконцертом в рамках всероссийского гастрольно-концертного плана министерства культуры России. Затем сразу едем в Чувашию. А в сентябре ждем у нас Марийский театр оперы и балета. До конца юбилейного сезона у нас состоятся обменные гастроли с Монгольским театром оперы и балета, мы поедем в Иркутск и Красноярск. Нас ждут насыщенные весна и лето. А также не менее грандиозные планы на будущий сезон.

— Какие именно?

— Мы ждем в гости наших коллег из Марий Эл, как я сказал. В сентябре мы готовим премьеру балета «Анюта» (12+) в постановке Владимира Васильева (прим. — народный артист СССР). Осенью к нам также приедет проект Ильзы Лиепы (прим. — народная артистка РФ). Ведем переговоры о гастролях нашей балетной труппы в Южной Корее и Китае. Вот такие грандиозные планы.

— Будет ли «Балет на Байкале» (6+)? И в чем, на ваш взгляд, секрет его популярности?

— Мы хотели сделать что-то знаковое. Вроде в самой идее ничего нового нет. Просто все совпало: атмосфера, красота, магия, грация артистов балета, Байкал. Получился такой эффект, к которому мы стремимся при создании спектакля. У нас хорошо выстроена система продвижения мероприятия, это позволило сделать из него событие, на которое хочется прийти. Мы еще не начали продажу билетов, а уже звонят и спрашивают, когда мы откроем продажи (прим. — старт продаж запланирован на 18 февраля). В прошлом году также было, ближе к дате билеты невозможно было достать. Отдельное спасибо нашим партнерам, они создали площадку и поддержали проект. Без дополнительных финансовых средств было бы невозможно все сделать именно так. Количество партнеров растет с каждым годом, они сами изъявляют желание поддержать нас.  

— Будут ли какие-то новшества в этом году?

— У нас важный рубеж. Мы не просто делаем концерт, а двухдневный международный фестиваль. Мы получили грант президентского фонда культурных инициатив, наша задача расширить рамки. В первый день мы покажем «Красавицу Ангару» (6+). Думаю, это будет незабываемое зрелище. Мы пригласили артистов из Монголии, Китая и из других регионов на гала-концерт во второй день. Примут участие солисты Большого или Мариинского театра. Ведем переговоры. 18 и 19 июля — это время отпусков или закрытия сезона. Но мы обязательно привезем звезд российского балета.

— Театр стал центром притяжения для абсолютно разных зрителей, партнеров. В чем секрет?

— Это командная работа. Мы пытаемся каждый раз создать что-то интересное, иногда закрытое. Для СМИ или блогеров придумываем одну историю, для партнеров — другую. Опера и балет — это элитарное искусство, нужно быть подготовленным зрителем. Театр сам по себе притягивает определенных людей, которые имеют багаж, жизненный опыт. Но важно еще правильно преподнести наши мероприятия. Мы нашли, наверное, «секретный ключик», благодаря которому театр притягивает людей еще больше. Мы стараемся выдавать репертуар за 2-3 месяца, чтобы можно было запланировать свой поход в театр. И у нас много других проектов: мы пишем песни, которые уже ушли в народ, выпускаем клипы. В прошлом году провели Бурятский форум менеджеров культуры и реализовали проект «Амбассадоры Пушкинской карты». Все это тоже помогает повышать узнаваемость и расширять круг наших зрителей и партнеров. Чтобы о тебе говорили, нужно уметь о себе заявлять. Мы стараемся быть в федеральной повестке. Когда я бываю в командировках, то в кулуарах иногда слышу разговоры о нашем театре, об артистах и спектаклях. И это очень приятно.

— Можете назвать ТОП-5 причин, зачем, на ваш взгляд, нужно ходить в Бурятский театр оперы и балета?

— Получить удовольствие, за магией, за настроением, за неким самообразованием или саморазвитием, «выгулять» красивые наряды, особенно женщинам.

Фото: пресс-служба Бурятского театра оперы и балета

Без фальши и вранья по пути развития

— А зачем в нашей республике нужен театр оперы и балета?

— Когда-то же инициировали его создание, затем строительство такого красивого здания. Сегодня мы отмечаем 85-летие. И это здорово. На мой взгляд, существование у нас театра оперы и балета с такой богатой историей говорит о том, что мы дошли до определенного уровня развития, можем и имеем право наслаждаться высоким искусством, ходить в театр оперы и балета. Наши люди могут писать музыку, петь, танцевать. Это говорит про нас, как про самодостаточный народ, который идет по пути развития. Я так считаю.

— А какими вы видите людей, пришедших работать в театр?

— Когда приходят в театр, должно быть особое отношение к нему. Театр не терпит фальши и вранья. Со временем это все всплывает на поверхность. Я с удовольствием наблюдаю, как наши старожилы любят театр, свое дело, как они относятся к нему. И не только. К нам недавно пришла новый контролер-билетер. Для нее это большая радость — работать в театре. Она это излучает, все делает с любовью. Это видно сразу, бросается в глаза. Мне кажется, это идеальный вариант.

Фото: пресс-служба Бурятского театра оперы и балета

— Вы как относитесь?

— Я люблю наш театр. Мне нравятся люди, которые здесь работают. Когда прихожу на спектакли, возникает ощущение радости, восторга, особенно, когда слышу аплодисменты и отзывы зрителей. Все это помогает идти дальше.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №7 от 12 февраля 2025

Заголовок в газете: Дмитрий Дылыков: «Театр не терпит фальши и вранья»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру